Все о Международном дне музыки 1 октября

Два слова об истории

Доисторический период в развитии музыкального искусства, по мнению ученых, заканчивается в IV веке до н. Э., Когда начали записываться первые песни. Самой старой записью считается клинопись, найденная во время раскопок шумерского города Ниппур в Месопотамии (современный Ирак). А флейта признана самым старым музыкальным инструментом.

В Древнем Египте музыкальное искусство имело большое значение, поскольку было связано с исполнением религиозных гимнов, основанных на сценах из жизни древних богов. Таким образом, одним из самых популярных сюжетов была история жизни бога Осириса, который все время умирал, а затем воскресал. Обнаружены записи текстов на древних папирусах. Египтяне использовали флейту и арфу как инструменты.

В Древней Греции искусство, в том числе музыка, было в почете. Этому специально учили, и все образованные греки могли выступать (петь или играть на музыкальном инструменте) во время симпозиума — так фестиваль назывался в Древней Греции. Греки играли на многих инструментах: духовых, струнных и ударных.

В литературе и изображениях часто встречаются щипковые инструменты: лира и цитра. Первый, согласно легенде, был изготовлен Гермесом для Аполлона и имел до 11 струн. Цитра представляла собой узкое прямоугольное тело со струнами. Разная толщина струн и натяжение позволяли издавать разные звуки.

В древние времена люди пытались записывать саму музыку, но это был не современный музыкальный коллектив. Поэтому они использовали слоги или пиктограммы. С развитием теории музыки стали появляться прототипы современных нот. А в нынешнем виде пентаграмма появилась еще в 17-18 веках.

Из-под церковных сводов — в светские дворцы

После Возрождения музыка, как и другие виды искусства, вошла в период, называемый барокко. Название происходит от итальянского выражения «perola barocca» — «жемчужина неправильной формы». И в этом есть определенная логика: формы от простых и прямых переходят к сложным и вычурным, и именно они сейчас считаются красивыми.

Изображение Гвидо д'Ареццо в рукописи монастыря недалеко от Августы, около 1100 г
Изображение Гвидо д’Ареццо в рукописи монастыря недалеко от Августы, около 1100 г

Когда церковь начинает отдавать часть своей некогда почти безраздельной власти светским правителям, знать становится главным заказчиком музыкальных произведений. Это значит, что музыка больше не язык общения с Богом, а развлечение для богатых.

Период барокко длится около полутора веков — с 1600 по 1750 год. Именно в этот период придворный музыкант короля Людовика XIV Жан-Батист Люлли ввел новшества в оркестровую музыку, создав первые подобия современных симфонических оркестров. Арканджело Корелли готовит почву для так называемого грандиозного концерта — музыкального произведения, в котором оркестр разделен на две части в соответствии с группами инструментов и исполняет партии по очереди.

Антонио Вивальди, автор знаменитых «Времен года», считающихся одним из шедевров классической музыки, пишет более пятисот концертов, Иоганн Себастьян Бах создает свои лучшие органные произведения, Георг Фридрих Гендель, родившийся в Германии, пишет великие произведения для Королевский дом Великобритании и становится олицетворением немецкой и английской музыки.


Людвиг ван Бетховен (16 декабря 1770 — 26 марта 1827) — немецкий композитор и пианист, представитель венской классической школы, один из самых исполняемых композиторов мира

Период барокко — момент перехода музыки на уровень светской традиции и зарождения множества новых жанров.

…а потом все везде начали бунтовать…

На рубеже 40-50-х годов появляются те самые ребята. После войны, когда в мире уже был джаз и блюз, рок-н-ролл вошел в жизнь советской молодежи — яркой, зажигательной, разрушающей все на своем пути. Наверное, чуваки — первая субкультура, представители которой скажут родителям: «Меня никто не понимает».

Это был бунт, бунт против стереотипов советского общества. Им нравилось одеваться ярко, красиво и элегантно, громко смеяться, слушать громкую музыку, танцевать всю ночь напролет. Их постоянно обсуждали на собраниях и преследовали дружинники. Но как прекрасно, что эта чудесная эпоха не обратила их в пыль.

Во всем мире слушают Элвиса Пресли, Чака Берри, зарождающегося тогда R&B, поп-музыка абсолютно покоряет все хит-парады, после тяжелых событий мировой войны людям захотелось вздохнуть спокойно и расслабиться. Беззаботная музыка кантри, слушая Рэя Чарльза и его буги-вуги, набирает обороты в Америке. Мир начал танцевать.

Все бы так танцевали, если бы это не расцвело в Англии, которая затем превратилась в инди-рок. Он исходит из рок-н-ролла и сразу дает семена многим другим жанрам, от самых легких (например, поп-рок) до более тяжелых (например, хэви-метала). Первыми, кто принес этот стиль в чарты, были Beatles со своим синглом I Want To Hold Your Hand — и это было началом британского вторжения.

Пока весь мир качался на волне битломании (и на волне любви к Beatles, подобные группы, такие как The Animals и The Moody Blues, получают свою долю внимания), рок породил новый жанр: психоделию. Pink Floyd, The Jimi Hendrix Experience и Cream появляются в Англии. Кроме того, Rolling Stones, чья скандальная карьера привлекла внимание слушателей, оказываются не в ладах с «милым» ливерпульским квартетом. Их неоднократно обвиняли в пропаганде неправильного образа жизни (конечно — они писали песни о сатанизме и вся группа употребляла наркотики и алкоголь). Но им было все равно, потому что, как сказал Мик Джаггер: Бог дал мне все, что я хочу.

Потом — религия и композиторы, которые умели играть

С наступлением эпохи барокко религиозные темы не отступили (помните: ведущий композитор того времени Иоганн Себастьян Бах писал только на библейские темы или около того; даже в простых упражнениях для обучения игре на клавесине создавал символы Христа), но постепенно духовная музыка и светская музыка стали проникать друг в друга в друге. Со времен классицизма такое разделение уже потеряло актуальность, форм и жанров еще больше: симфонии, концерты, камерные произведения.

Что касается популярности, то разные классы продолжают слушать разную музыку, что зависит от ситуации. Например, если вы хотите выйти на улицу, вы можете пойти в оперу (самые любимые на итальянском языке, так как она считалась лучшей для пения; до рождения Моцарта, который был мастером в нарушении догм), приветственный семейный вечер с гостями можно было оживить музыкой струнного квартета, если мероприятие проходило на открытом воздухе, приглашался камерный оркестр.

Сольные концерты пианистов, скрипачей и других артистов появились в эпоху романтизма, начиная с середины 19 века. Фаворитами публики были Ференц Лист, Фредерик Шопен, Антон Рубинштейн, Франц Шуман и его жена Клара Вик, Николо Паганини. Все они были композиторами, поэтому, когда у публики возникла потребность в конкретном исполнении (то есть кому-то понравилось, как звучал Лист Бах, а кому-то вроде Шопена), музыканты были счастливы выступать на сцене и мои композиции.

В ХХ веке все слушали, что понимали и что было…

ХХ век изменил академическую музыку. Хотя всегда существовало условное разделение, скажем, на элитный и массовый жанры, направления более или менее шли рука об руку. Когда появляются университеты (влиятельные консерватории в Европе начинают работать с конца 18 века, а в 20 веке они получают авторитет в этой области), где можно изучать музыку, искусство начинает усложняться и отдаляется от обычных людей.

Композиторы ищут новые подходы к знакомым вещам: многие отказываются от тональности, ритма, даже музыкальных инструментов, предпочитая, например, дерево, молоток или бензопилу. В 1960 году композитор Кшиштоф Пендерецкий — один из ведущих представителей мирового авангарда — написал «Плач по жертвам Хиросимы», который прекрасно иллюстрирует, как из музыки исчезают знакомые созвучия.

Конечно, чтобы это услышать (а тем более — понять) нужно немного поучиться. А что насчет музыки, написанной более 300 лет назад: нужно понимать атмосферу того времени, контекст. Таким образом, академическая музыка приобретает ореол таинственности и становится непопулярной среди широкой аудитории.

Но с другой стороны, развиваются и другие жанры — даже инструментальные, даже вокальные и даже связанные с наукой, а иногда и с религией. Например, в России в 30-е годы прошлого века появились граммофоны и пластинки для граммофона, радио и даже джаза. Конечно, страна была закрытой, но тем не менее эта причудливая «дьявольская музыка» проникала через самые недоступные железные занавеси, покоряя сердца молодежи. В стране появились джазовые, клубные и танцевальные коллективы.

И, конечно же, всем понравились композиции Исаака Дунаевского, Леонида Утесова, Дмитрия Шостаковича. Одна из главных причин — многие их композиции привлекали советских режиссеров и часто снимались в кино, а потому в этом был один из ключей к успеху: кино было безумно популярным.

В 1940-х годах на планете оставалась только одна повестка дня. Самая известная песня — «Священная война» Александра Александрова.

Классика — на краткий миг

По сравнению с другими периодами в развитии музыки то, что принято называть классикой, как ни странно, непродолжительно — всего с 1750 по 1830 год. Но в данном случае «короткий» отнюдь не является синонимом слова «незначительный».

Прямо сейчас на музыкальном небосклоне поднимаются звезды трех величайших композиторов — Гайдна, Моцарта и Бетховена. Жанры классической симфонии и концерта полностью сформировались в том виде, который мы знаем сегодня.

«Музыка — это сокровище, в которое каждая национальность вносит свой вклад на общее благо» (Петр Ильич Чайковский)

Основное направление творчества композиторов этого периода — создание так называемых «классических музыкальных форм». Классическая музыка становится все более популярным явлением: отныне она играет не только в монастырях и светских салонах, но и в домах состоятельных горожан и на театральных сценах.

Ференц Лист за фортепиано
Ференц Лист за фортепиано

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк, сыновья Иоганна Себастьяна Баха — Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, — Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф, Луиджи Боккерини, Антонио Сальери (да, то же самое!) — все внесли огромный вклад в развитие классической музыки и музыки всего за 80 лет классического периода они изменили его почти до неузнаваемости.

Праздник музыки

Международный день музыки впервые отмечался в 1975 году. Он учрежден по предложению Международного музыкального совета, с 1949 года входящего в состав ЮНЕСКО. Одним из инициаторов праздника был выдающийся русский композитор Дмитрий Шостакович.

Цель праздника прекрасна и благородна: сделать музыку доступной и популярной среди всех слоев общества, а также способствовать взаимодействию всех людей. В самом деле, может ли язык быть более универсальным, чем музыка? Можно ли не восхищаться виртуозным исполнением или чистотой голоса?

В честь праздника 1 октября Международный музыкальный совет организует серию мероприятий и пресс-кампаний, посвященных всем музыкальным направлениям: выставки, концерты, мастер-классы и творческие встречи.

Яркая эпоха романтиков

Подобно представителям романтизма в других видах искусства, музыканты-романтики уделяли больше внимания чувствам и восприятию музыки, делая ее инструментом для выражения своих переживаний. Эта эпоха, хотя и длилась так же долго, как и классический период, с 1830 по 1910 год, была невероятно щедрой на громкие имена. И это было время людей, увлеченных своим делом.

Итак, всем известна легенда о якобы скрипаче-виртуозе Никколо Паганини, который якобы продал душу дьяволу, который был непревзойденным переводчиком. Джоаккино Антонио Россини писал произведения с таким энтузиазмом, что они выходили из-под его пера с фантастической скоростью: говорят, что Россини написал «Севильского цирюльника» всего за… тринадцать дней! Фредерик Шопен был не менее предан фортепиано, чем Паганини — скрипке, как будто для него не было других инструментов. Шуберт, Мендельсон, Берлиоз, Шуман, Лист, Бизе…

Но в этот же период процветали так называемые национальные школы: русская (в том числе композиторы «Могучей кучки»), чешская, скандинавская, английская, французская и венская школы вальса. И поздний романтизм не уступает первому по количеству работавших в то время гениев, которыми являются имена Вагнера, Пуччини, Штрауса, Рахманинова и Верди.

Это были еще 80 лет колоссальных перемен и создания музыкальных произведений небывалой эмоциональной окраски.

Композиторы «Могучей кучки»

Бородин А.П
Бородин А.П

CA Cui
CA Cui

Н.А. Римский-Корсаков
Н.А. Римский-Корсаков

МП Мусоргский
МП Мусоргский

М.А. Балакирев
М.А. Балакирев

…и появился панк-рок!

так рок-музыка завоевывает мир. Затем появилась новая волна: панк-рок, новая волна, покорившая нью-йоркский андеграунд и породившая десятки икон прошлого века: The Police, Blondie, Talking Heads, The Ramones, Dead Boys и многие другие. Даже панки, как и чуваки, как и многие другие, были мятежниками. Они ненавидели мейнстрим вместо того, чтобы записывать короткие песни с конкретными текстами и агрессивным вокалом. Философы панка считали, что рано или поздно должно появиться направление, которое покажет всем, где креветки впадают в спячку: по большей части многие, конечно, были обеспокоены тем, что рок-музыка становится плоской и беззубой.

В СССР любовь к року ассоциировалась не только с битломанией, но и с цензурой. Чем больше разгонялись такие концерты, чем закрывались радиостанции, тем сильнее была любовь публики. «Кино», «ДДТ», «Машина времени», «Пикник», «Альянс» и другие переживали тяжелые времена, не могли проводить концерты и вся их деятельность всячески пресекалась.

Но это никого не останавливало: количество рок-клубов в стране росло, у нас даже была вторая рок-волна: это были группы Алиса, АукцЁн, Аквариум, Наутилус Помпилиус и многие другие, которые, кстати, до сих пор любимы своими фанатами.

Между тем, распространяется и электронная музыка, которая начинает существовать не только в независимых жанрах, таких как хаус, но и проникать в другие стили, порождая новые: синти-поп, диско, соул и так далее. Эксперименты с электронным звуком начались в области академической музыки в конце 19 века, но они привлекли не большую аудиторию, а экспериментаторов, композиторов и исполнителей. Чем больше появлялось новых технологий, тем больше вероятность появления нового направления.

Неакустический звук позволил музыкантам построить собственный футуристический мир. Кроме того, для написания электронной музыки не требовалось много людей: сегодня некоторые артисты в этом секторе также работают в одиночку. Хаус же отделен от дискотеки (точнее от того, что от нее осталось). Диджеи играли на клубных вечеринках, пока кому-то в голову не пришло микшировать два трека одновременно. С этого начались различные исследования в этом направлении, и публике понравился такой плавный переход.

В Нью-Йорке зарождается новый андерграундный стиль. Считается, что хип-хоп зародился в Бронксе в афроамериканских и латиноамериканских районах и существовал в форме небольших вечеринок. Он был полностью самодельным, чтобы не пробиться через чарты или большие платформы, но, по крайней мере, для записи в обычной студии артистам пришлось приложить немало усилий.

Как давно появилась музыка

Как зародилась музыка? Когда человек начал это делать? Для навыков пения вы должны уметь контролировать частоту тона. Исследования окостеневших черепов и челюстей древних обезьян показали, что предки современных людей и неандертальцев обладали способностью петь. Сделал он это или нет, узнать невозможно.

Ритм — неотъемлемая часть музыки. Ритмические мотивы древние создавали с помощью хлопков в ладоши. Это могло послужить появлению старинных музыкальных инструментов: удары палок или камней друг о друга и руки не так сильно болят.

Первые инструменты также создавались из мягких материалов, не выдержавших нашего времени: тростника, дерева. Самые старые музыкальные археологические находки, возраст которых от 39 до 44 тысяч лет, сделаны из костяных трубок птиц-лебедей и воздушных змеев. Другие находки инструментов были найдены в неожиданных местах. Например, есть свидетельства того, что древние мастера проделывали отверстия в сталактитовых пещерах для резонансной частоты звуков.

что была музыка или танцы

Оцените статью
Блог об истории вещей