PzKpfw V Пантера

Историческая справка

Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера» — немецкий танк времен Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана компанией MAN в 1941-1942 годах как основной танк Вермахта.
По немецкой классификации Panther считался средним танком. В классификации советских танков «Пантера» считалась тяжелым танком. В сквозной ведомственной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера».
0 Битва на Курской дуге стала боевым дебютом «Пантеры»; впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению некоторых экспертов, «Пантера» — лучший немецкий танк Второй мировой войны и один из лучших в мире.
В то же время танк имел ряд недостатков — его было сложно и дорого производить и использовать. На базе «Пантеры» были произведены самоходная артиллерийская установка «Ягдпантера» (САУ) и серия специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей вооруженных сил Германии.
PzKpfw V PzKpfw V
PzKpfw V
0 «Джагдпантера» PzKpfw V
0PzKpfw V
0 Но каков был реальный смысл такой исключительной машины для хода войны? Почему, имея такой исключительный танк, Германия не смогла полностью разгромить советские бронетанковые войска? PzKpfw V
0 уцелевших «Пантер» на Курской дуге были собраны в составе 52-го танкового батальона, который 24 августа 1943 года был переименован в I. Abteilung / Panzer-Regiment. 15. 51-й батальон получил 96 новых «Пантер» в начале сезона. Август так и остался в составе гренадерской дивизии «Великая Германия».
К концу августа 52-й батальон безвозвратно потерял 36 пантер. По состоянию на 31 августа 1943 года в 52-м танковом батальоне имелось 15 боеготовых танков, еще 45 машин находились в ремонте. PzKpfw V
0 В конце августа 1943 года он прибыл на фронт 1. Abteilung / SS-Panzer-Regiment 2, входивший в состав танковой дивизии СС «Das Reich». Этот батальон состоял из 71 пантеры. В штабе находились три командирских танка, а в каждой из четырех рот было по 17 машин: по две в штабе и по пять в каждом взводе. На 31 августа 1943 года в батальоне имелся 21 танк, готовый к бою, 40 машин в ремонте, 10 списанных.

PzKpfw V
0 Четвертый батальон «Пантеры», который оказался на Восточном фронте, был II. Abteilung / Panzer-Regiment 23. В батальоне было 96 пантер, большинство из которых были Ausf. D, но были и Ausf. A. Пятым был I. Abteilung / Panzer-Regiment 2, укомплектованный 71 пантерой, в основном Ausf. A. Из донесения 13-й танковой дивизии от 20 октября 1943 г: PzKpfw V
0 «Из-за угрожающей обстановки на фронте батальон был отброшен к линии фронта, едва успев высадиться. Батальон действовал ротами. Из-за спешки не удавалось наладить взаимодействие с гренадерами танковые отряды, излишне переходя в контратаки, поддерживали действия пехоты. Позже выяснилось, что такое использование танков противоречило основным тактическим принципам, но обстановка на фронте не оставляла выбора ». Ниже приведены выдержки из отчетов командира I. Abteilung / танковый полк 2, гауптмана Боллерта за период с 9 по 19 октября 1943 года:

Прочее оборудование

Бинокулярный видоискатель ТЗФ-12 ранних «Пантер» имел фиксированное увеличение — 2,5х с полем зрения 30 °. Упрощенный видоискатель (за счет исключения левого тубуса и превращения в монокуляр) TZF-12A получил переменное увеличение — от 2,5 × до 5 ×, при этом поле зрения составляло 30 ° или 15°.

Командирские «Пантеры» имели дополнительные радиостанции, которые занимали место части боеукладки.

В 1944 году он произвел 63 «Пантеры» с приборами ночного видения. Инфракрасный проектор и прибор наблюдения на командирском куполе позволяли вести наблюдение за местностью в ночное время на расстоянии до 200 м.

Для ведения ночного боя цели должны были быть освещены мощным инфракрасным прожектором на шасси бронетранспортера. С сентября 1943 года танки облицованы циммеритом, защищающим от магнитных мин. Эта практика прекратилась через год.

Тактико-технические характеристики в сравнении с танками противника

В таблице приведены характеристики более совершенных модификаций — как «Пантеры», так и аналогов, в том числе ее прямого предшественника Pz. IV.

PZKPFW V Пантера

В таблице приведены тактико-технические характеристики только средних танков, но советская классификация военного времени считала Panther тяжелым танком.

Pz.Kpfw.VAusf.GPz.Kpfw.IVAusf.HТ-34-85 mod. 1944 год

Длина с пистолетом, м 8,6 7.02 8.10
Ширина, м 3.2 2,88 3.0
Высота, м 2,99 2,68 2,72
Боевая масса, т 44,8 25,7 32,0
Передняя часть корпуса, мм 80/55° 80 45/60°
Борта и корпус, мм 50/30 ° — 40/30° 30-20 45-40 / 40°
Фронт башни, мм 110/10° 50 90
Борта и спинка башни, мм 45/25° тридцать 52-75
Пистолет 75-мм KwK.42 L / 70 75-мм KwK.40 L / 48 85 мм С-53
Пулеметы 2 × 7,92-мм MG-34 2 × 7,92-мм MG-34 2 × 7,62-мм ДТ
Боеприпасы, патроны / патроны 81/4500 87/3150 60/1890
Мотор Maybach HL 230P45 12-цилиндровый бензиновый мощностью 600 л.с вместе с. Maybach HL 120TRM 12-цилиндровый бензиновый, мощностью 300 л.с вместе с. 12-ти цилиндровый дизель В-2 мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость по шоссе, км / ч 55 38 54
Круиз по шоссе, км 250 210 300

Из цифр видно — «Пантера» не уступала танкам противника по подвижности и превосходила по защите лобовой проекции. Но Pz.V значительно тяжелее своих аналогов (что дало повод отнести его к категории тяжелых танков). Стоит учесть наличие на «Шермане» стабилизатора оружия, позволяющего стрелять на ходу.

Ausf. F

Танк пантера

С осени 1944 года планировалось запустить производство новой модификации Ausf. F, на котором толщина лобовой части была увеличена более 120 мм, а бортов до 60 мм, а также была установлена ​​новая башня Schmalturm 605. Башня, разработанная Daimler-Benz, была немного меньше предыдущей и увеличена до 120 мм под углом 20 ° спереди, 60 мм под углом 25 °, 150 мм в броне маски орудия. К концу войны не было выпущено ни одного экземпляра этой модификации.

Двигатель Maybach HL 230 Р30;

В целом новые двигатели намного надежнее своих предшественников. Иногда двигатель без ремонта проезжает до 1700-1800 км, и 3 Пантеры, преодолев это расстояние, все же остаются в гонке. Но характер поломки не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.

Пожары двигателя:

Значительно уменьшилось количество возгораний в моторном отсеке. Выявлены следующие причины возгорания:

  • Утечки масла из клапанов из-за плохих уплотнений. Капли масла падают на горячие выхлопные трубы и загораются.
  • В некоторых случаях отмечается перелив карбюратора. Свечи зажигания заправлены бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и выходит через уплотнения, вызывая пожар.

Трансмиссия:

Увеличилась и продолжительность трансляции. В среднем каждые 1500 км пути выходит из строя 3-я передача, и неисправность не может быть устранена в полевых условиях. Отказ 3-й передачи происходит из-за ее перегрузки при движении, но по грязи. Поскольку трансмиссия иногда выходит из строя, мы использовали три Пантеры с неисправной трансмиссией. Немедленное переключение со 2-й на 4-ю передачу иногда приводило к поломке сцепления, но отремонтировать сцепление намного проще. Бывает, что танки проходят 1500-1800 км, не ломая сцепления, а 4 Пантеры уже побили этот рекорд.

Быстрый износ рулевого управления также связан с постоянной ездой по бездорожью. Система рулевого управления имеет довольно сложную конструкцию, и квалификации механиков-водителя недостаточно, чтобы самостоятельно устранять возникающие неисправности. Поэтому баки проверяются бортовыми тормозами, что приводит к их быстрому износу и частым выходам из строя.

Бортовые передачи:

Чаще всего баки выходят из строя из-за выхода из строя бортовых передач. Например, 11 марта 30 танкам пришлось заменить бортовые редукторы. Левая главная передача выходит из строя чаще, чем правая. Часто ослабляются большие болты шестерни главной передачи. Реверс в грязи особенно плохо сказывается на бортовых передачах.

Подвеска и гусеницы:

После 1500-1800 км пробега наблюдается сильный износ гусениц. Во многих случаях направляющие зубья ломаются или гнутся. Четыре раза гусеницы приходилось полностью менять, так как ни на одной гусенице не осталось направляющих зубьев.

Несмотря на то, что надежность танков значительно возросла, необходимо продолжить усилия по дальнейшему повышению надежности. Это требует адаптации «Пантер» к следующим боевым ситуациям:

  • Доведите до предела при движении в гору или по глубокой грязи.
  • Обратное руление (неизбежный маневр во время боя).
  • Перегрузка сцепления.

Снижение количества отказов также связано с повышением опыта механиков-водителей и командиров танков. В 4-й роте 2-го танкового полка танк капрала Габлевского (PzKpfw V. Fgst.Nr. 154338. Motor Nr. 83220046) на сегодняшний день без ремонта прошел 1878 км и сохранил полную боеспособность. За все это время пришлось поменять несколько опорных катков и гусениц. Расход масла на бак примерно 10 литров на 100 км. Panther до сих пор имеет заводские двигатель и трансмиссию».

Чтобы восполнить огромный пробел на Восточном фронте, созданный Красной Армией в июле 1944 года, в спешном порядке были сформированы 14 танковых бригад. Только семь из них были отправлены на Восточный фронт. Оставшиеся семь должны были быть отправлены на запад, когда союзники начали успешное наступление во Франции в августе 1944 года. Каждая бригада численностью от 101 до 110, а также бригада фюрера имели батальон «Пантеры». Батальон состоял из штаба (3 «Пантеры») и трех рот по 11 «Пантер» в каждой (2 в штабном отделении и 3 в трех взводах).

С августа 1944 года бомбардировки союзников начали сказываться на производительности немецких танковых заводов. Производство «Пантер» уменьшилось, а потери на фронтах, наоборот, увеличились. Пришлось перейти к сокращению танков на батальоны. Например, в I. Abteilung / Panzer-Regiment 73160 10 имели три машины в штабе и 17 «Пантер» во 2-й и 4-й ротах.

В 1-м батальоне танкового полка Германа Геринга было 4 пантеры в штабе батальона и по 14 пантер в каждой из четырех рот (две пантеры в штабе и четыре в трех взводах). По такой же схеме были организованы 1-й батальон 6-го, 11-го, 24-го и 130-го танковых полков. В этих четырех батальонах все 60 «Пантер» были оснащены приборами ночного видения. Полевые испытания не увенчались успехом, поэтому все очки ночного видения были разобраны и отправлены на склад еще до отправки деталей на фронт.

После провала наступления на западном фронте в феврале 1945 г. 8 дивизий (1-я, 2-я, 9-я, 10-я и 12-я дивизии СС, а также 21-я дивизия, 25-я гренадерская дивизия и гренадерская дивизия «Фюрер»), с Всего на восток переброшен 271 танк.

12 февраля 1945 года генерал-инспектор бронетанковых войск приказал 1-й роте 101-го танкового батальона танковой бригады «Фюрер» начать боевые испытания прибора ночного видения FG 1250. Десять рот «Пантеры» были отправлены в Альтенграбов быть оснащены ночными телезрителями. Кроме того, компания получила три SdKfz 251/20 с ИК-осветителями BG 1251 (Uhu). 26 марта 1945 года майор Вёлльварт и гауптман Ритц доложили о ходе первого ночного боя с помощью инфракрасных телескопов. Бой был успешным, приборы ночного видения оказались достаточно надежными. Получив обнадеживающие результаты, немецкое командование оборудовало танки инфракрасными прицелами в следующих частях:

  • I./PzRgt 6 (3.PzDiv) — 1 марта 10 штук
  • Ausbildungs-Lehrgang Fallingbostel — 16 марта 4 штуки;
  • I./PzRgt 130 (25. PzGrDiv) — 23 марта 10 штук:
  • I./PzRgt 29 (PzDiv Muenchenberg) — 5 апреля 10 штук;
  • 4. Kp / PzRgt 11-8 апреля 10 шт.

За исключением четырех «Пантер», отправленных в Фоллингбостел, вся техника, оснащенная FG 1250 (50 единиц), принимала участие в боях на Восточном фронте.

Наибольшее количество боеготовых «Пантер» находилось в распоряжении немецкого командования летом и осенью 1944 года. В это время максимальное количество боеспособных танков достигло 522 единиц. В то же время в Красной Армии было несколько тысяч Т-34, КВ-1, ИС-2 и М4 «Шерманы». Несмотря на многочисленные успехи на местах, Пантерам так и не удалось переломить ход войны.

Ну а что у нас в чистом виде? Помимо технических и боевых характеристик, любая боевая машина имеет и другие характеристики. Такие как надежность, ремонтопригодность и, прежде всего, цена и, как следствие, возможность массового производства. Если оценивать голыми цифрами технических характеристик, машина выглядит великолепно, даже статистика сражений с нашими танками говорит в пользу Пантеры. Но вышеупомянутые качества, которые часто ускользают от внимания рядовых любителей военной истории, делают его просто ужасным. И, несмотря на свое техническое совершенство, эта машина практически уничтожила Третий рейх, оставив его практически без танков. По этим качествам Пантера не опередила свое время, а довольно поздно. Он должен был появиться в довоенный период, и все его детские болезни должны были быть ликвидированы еще до войны, а не в критическое время для Германии.

Была ли альтернатива? Лично я этого не вижу. До войны такая машина не могла появиться. Поскольку это был результат понимания боев против Т-34.

Что должна была делать Германия? Вероятно, правы те коллеги, которые писали, что единственно правильным действием будет продолжение модернизации Т-IV. Машины довольно устаревшие, что, на мой взгляд, даже в большом количестве вряд ли изменит ход войны.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка
0 «Недостаточная тактическая подготовка экипажей серьезно не повлияла на боеспособность батальона, так как более половины личного состава батальона имеют боевой опыт. В таких условиях молодые солдаты быстро повышают квалификацию своих танков, они в боевой готовности. В любом случае, это крайне желательно иметь опытного командира взвода».

Модификации

Техническая подготовка в Германии

Техническое обучение в Германии
0 За несколько недель обучения водители и обслуживающий персонал не всегда узнавали, что нужно на передовой. Некоторые солдаты всегда были заняты чем-то вроде замены колес на дороге. Поэтому многие не имели целостного представления об устройстве PzKpfw V. Под руководством опытного инструктора молодые солдаты иногда быстро добивались отличных результатов. Возможность изучить материал есть на каждом заводе по сборке резервуаров.

Вооружение

Танк пантера

Основное орудие, пугавшее противников, 7.5cm KwK 42 заряжалось вручную и имело электрический спусковой крючок, требующий полной остановки танка для стрельбы. Ствол орудия имел длину 70 калибров — 5250 мм, вместе с дульным тормозом — 5535 мм. Вес составлял 1000 кг, а вместе с маской достигал 2650 кг. В башне находился ящик для сбора гильз, а под сиденьем наводчика находился воздушный компрессор, продувавший ствол орудия после каждого выстрела.

7,92-мм пулемет MG 34 согласовывался с пушкой, а маршевый пулемет находился в лобовом листе корпуса сначала в буксирном крюке, а затем в шаровой опоре.

Кроме того, по бокам башни были прикреплены 90-мм минометы Nbk 39 для стрельбы фугасными дымовыми шашками или осколочными гранатами.

Основные боеприпасы к огнестрельному оружию включали Pzgr. 39/42, подкалиберный Pzgr. 40/42 и осколочно-фугасный Sprgr. 42 и состоял всего из 79 патронов для Ausf D и Ausf A и 82 патронов для Ausf G. Боекомплект пулемета составлял 5100 патронов для Ausf D и Ausf A и 4800 патронов для Ausf G.

Механические проблемы

Механические проблемы
0 Сгорела прокладка головки блока цилиндров. Вал топливного насоса разрушен.
Вырваны большие болты шестерни главной передачи. Колпачки часто выпадают, вызывая утечки масла. Часто масло также протекает через соединение между корпусом главной передачи и боковой стороной резервуара. Болты, которые удерживают бортовые передачи сбоку от корпуса, часто ослабляются.
Часто заедает верхний подшипник вентилятора. Недостаточная смазка даже при правильном уровне масла. Повреждение вентилятора часто сопровождается повреждением вентиляторного блока.
Подшипники карданного вала повреждены. Изношен привод гидронасоса. PzKpfw V
0 Проблемы с оружием: заклинивает муфта компрессора, мешает системе прокачки ствола. Мушка TZF 12 ломается из-за удара о маску орудия. Потребление осциллографа очень велико.
обязательно оснастить танк пулеметом для борьбы с пехотой противника. Особенно ощущается потребность в сломанном пулемете, когда спаренный пулемет бесшумный. PzKpfw V
0 Лобовая броня у PzKpfw V очень хорошая. Бронебойные снаряды калибра 76,2 мм оставляют вмятины глубиной не более 45 мм. «Пантеры» выходят из строя при прямом попадании осколочно-фугасной пули калибра 152 мм: пуля пробивает броню.
Практически все «Пантеры» получили лобовые попадания 76-мм снарядов, при этом боеспособность танков практически не пострадала. В одном случае 45-мм пуля, выпущенная с расстояния 30 м, пробила маску пушки, и экипаж не пострадал. PzKpfw V
0 Однако боковая броня очень уязвима. Борт башни на одной из «Пантер» был пробит противотанковой пушкой. Бланк другой «Пантеры» также был пробит малокалиберной пулей. Весь этот урон происходит во время сражений на улицах или в лесу, где невозможно закрыть фланги.
Прямое попадание артиллерийского снаряда в нижнюю часть лобовой брони привело к тому, что сварные швы взорвались и от броневого листа откололся кусок длиной несколько сантиметров. Очевидно, шов был заварен не полностью. PzKpfw V
0 Юбка неплохо себя показала. Листовые застежки недостаточно надежны и находятся в очень неудобном положении. Поскольку листы подвешены на 8 см от борта кадки, они легко отрываются от веток деревьев и кустов.
Новые опорные катки не удовлетворили. Практически все «Пантеры» потеряли скорость из-за взрывов фугасных снарядов. Один каток проколот, три повреждены. Откололось несколько опорных катков. Хотя пули 45 мм и 76 мм пробивают гусеницы, они не могут обездвижить танк.
Так или иначе, «Пантера» может оставить поле боя в покое. При длительном движении на полной скорости резиновые шины на опорных колесах быстро изнашиваются. PzKpfw V
0 Ружье получилось отличным, отметили лишь несколько мелких проблем. Лобовая броня КВ-1 благополучно пробивает с дистанции 600 м. СУ-152 пробивается с дистанции 800 м.
Новый командирский купол имеет довольно удачную конструкцию. Отсутствует диоптрий, который сильно помогал командиру танка наводить орудие на цель. Три передних перископа следует приблизить. Поле зрения через перископы хорошее, но в бинокль нельзя. При попадании пули в башню оптика перископа часто выходит из строя и требует замены. PzKpfw V
0 Кроме того, перископы водителя и радиста должны быть лучше опломбированы. Когда идет дождь, вода проникает внутрь и очень затрудняет работу.
Буксиры Bergepanther доказали свою ценность. Одной бергепантеры достаточно для эвакуации танка в сухую погоду.
В глубокой грязи даже двух буксиров недостаточно, чтобы эвакуировать пантеру. На сегодняшний день буксиры Bergepanther эвакуировали 20 судов Panther. В общей сложности поврежденные танки были отбуксированы на расстояние 600 м. Bergepanther использовались только для буксировки поврежденных танков с линии фронта в тыл.
Батальонный опыт показывает, что требуется как минимум четыре буксира Bergepanther, по крайней мере, в ущерб обычным 18-тонным буксирам. Пригодилось буксирное оборудование с радиостанциями. Во время боя командиры Bergepanther получали инструкции по радио. PzKpfw V
0 Для буксировки «Пантеры» в сухую погоду необходимы два трактора Zugkraftwagen 18t. Однако в глубокой грязи даже четыре 18-тонных трактора не могут сдвинуть танк.
16 октября батальон атаковал 31 танком. Хотя пройденное расстояние было небольшим, 12 «Пантер» вышли из строя из-за механических неисправностей. К 18 октября 1943 года в батальоне насчитывалось 26 боеготовых «Пантер». 39 танков требовали ремонта, 6 машин пришлось списать. В период с 9 по 19 октября среднее количество боеготовых танков составляло 22 «Пантеры». PzKpfw V
0 Результат: ликвидировано 46 танков и 4 САУ. Уничтожено 28 противотанковых орудий, 14 артиллерийских орудий и 26 противотанковых орудий. Наши безнадежные карманы: 8 танков (6 выброшены и сожжены в боях, два разобраны на запчасти).» PzKpfw V
0 Из-за механической ненадежности «Пантер» и высокого уровня потерь 1 ноября 1943 года Гитлер принял решение отправить 60 танков без двигателей на Ленинградский фронт, который должен был быть закопан в землю напротив Кронштадтского залива. С 5 по 25 ноября 1943 года в командование Северной группы армий было передано 60 «Пантер» (в полном составе». PzKpfw V
0 30 ноября 1943 года командование армейского корпуса сообщило, что 60 «пантер» вошли в 9-ю и 10-ю полевые дивизии Люфтваффе. «Пантеры» раскапывались пополам вдоль линии обороны, перед огнем на площади 1000-1500 м.
Если по каким-то причинам не удавалось выкопать рядом три танка, одну машину усиливали пехотой и противотанковой пушкой. 10 самых эффективных машин оставлены в движении в качестве мобильного резерва. PzKpfw V
0PzKpfw V
0 Из состава I. Abteilung / Panzer-Regiment было выделено 29 60 человек (20 командиров, 20 механиков-водителей, 15 артиллеристов и 5 стрелков-пулеметчиков). 26 декабря III танковый корпус получил приказ собрать всех оставшихся подвижных пантер в составе I. Abteilung / Panzer-Regiment 29. Раскопанные пантеры остались под контролем дивизий.
В ноябре 1943 года на Восточный фронт прибыли два батальона «Пантеры». Это были I. Abteilung / 1-й танковый полк с 76 «Пантерами» (в роте из 17 танков), а также полностью экипированный I. Ableilung / 1-й танковый полк СС (96 «Пантер»). Оба батальона действовали в составе своих дивизий. PzKpfw V
0 В начале ноября 1-й батальон 15-го танкового полка получил подкрепление в виде 31 пантеры. В конце декабря 1943 года 1-й батальон 1-го танкового полка получил 16 новых «Пантер». Помимо 60 пантер, отправленных на Ленинградский фронт, в 1943 году на Восточный фронт была отправлена ​​841 пантера».
По состоянию на 31 декабря 1943 года у немцев было всего 217 «Пантер», из которых только 80 остались в строю. Списано 624 танка (потеря 74%).
С 5 по 11 декабря 1943 года 76 «Пантер» были переданы 1-му батальону 2-го танкового полка. Еще 94 «Пантеры» прибыли в качестве подкрепления для других батальонов. Однако все эти танки впервые были задействованы в боях в январе 1944 года. PzKpfw V
0 5 марта 1944 года Гудериан сообщил:
«Как показал опыт недавних боев,« Пантере »наконец-то удалось вспомнить. В рапорте от 22 февраля 1944 года, полученном 1-м танковым полком, говорится:« В текущем варианте «Пантера» пригодна для использования в первую очередь » линия. Значительно превосходит Т-34. Практически все недостатки устранены.
Танк имеет отличную броню, вооружение, маневренность и скорость. В настоящее время средний пробег двигателя составляет от 700 до 1000 км. Уменьшилось количество отказов двигателей. Ошибки главной передачи больше не сообщаются. Рулевое управление и трансмиссия достаточно надежны». PzKpfw V
0 Однако это сообщение 1-го танкового полка было преждевременным. Действительно, «Пантера» хорошо себя чувствовала зимой на мерзлой земле, но уже в рапорте 1-го батальона 2-го танкового полка от 22 апреля 1944 г сообщалось о многочисленных технических проблемах, вызванных весенним бездорожьем.
В отчете резюмируется опыт, накопленный с 5 марта по 15 апреля 1944 г. То есть:

Двигатель Maybach HL 230 Р30

Двигатель Maybach HL 230 P30
0 «В целом новые двигатели намного надежнее своих предшественников. Иногда без ремонта двигатель может проехать до 1700-1800 км и 3 Пантеры, пройдя это расстояние, все еще работают. Но характер неисправностей не изменился: разрушение механических частей и повреждение подшипников.»

Версия Ausf. G

Версия Ausf. ГРАММ
Месяц «ЧЕЛОВЕК» «Даймлер-
Benz»
«МНН»
Март 1944 г 2
Апрель 1944 г 105
Май 1944 г 125 78
Июнь 1944 г 130 120
Июль 1944 г 135 125 108
Август 1944 г 155 70 131
Сентябрь 1944 г 140 80 120
Октябрь 1944 г 78 100 96
Ноябрь 1944 г 103 115 100
Декабрь 1944 г 100 105 80
Январь 1945 г ветры 109 80
Февраль 1945 г 22 41 год 65
Март 1945 г восемь 32 26
Апрель 1945 г ветры 29
Общий 1143 1004 806
Итого по всем фирмам 2953

Данные Demag основаны на материалах Министерства вооружений. Счета Демага были потеряны во время войны.

В середине июля 1941 года компания Rheinmetall-Borzing получила заказ на разработку и создание танковой пушки, способной пробивать 140-мм броню с дистанции 1000 м, а попутно подготовить проект башни, адаптированной под оснащена такой пушкой. В начале 1942 года был создан опытный образец 75-мм пушки KwK L / 60, однако в ходе проведенных испытаний пушка не достигла необходимого сопротивления пробиванию, поэтому Rheinmetall-Borzing получила категорический приказ привести ствол длиной до 70 калибров до июня 1942 года. Заказ был выполнен в срок, и на этот раз пистолет полностью удовлетворил заказчика. Пушка 75 мм KwK42 запущена в серийное производство. Первоначально он поставлялся с однокамерным дульным тормозом, который позже был заменен на двухкамерный. Это было, без преувеличения, мощное оружие, наводившее ужас на союзных военных и пехоту.

Пожары двигателя

Двигатель загорелся
0 Количество возгораний в моторном отсеке значительно уменьшилось. Выявлены следующие причины возгорания:
Утечки масла из клапанов из-за плохих уплотнений. Капли масла падают на горячие выхлопные трубы и загораются.
В некоторых случаях отмечается перелив карбюратора. Свечи зажигания заправлены бензином и не дают искры. Несгоревшее топливо затем выбрасывается в выхлопные трубы и выходит через уплотнения, вызывая пожар.

Танк «Пантера». История создания

Одним из величайших потрясений, нанесенных бронетанковыми войсками Германии за всю историю Второй мировой войны, было, без сомнения, первое столкновение с российским танком Т-34. В своих воспоминаниях «Воспоминания солдата» Хайнц Гудериан рассказывает, как в октябре 1941 года под Мценском «большое количество русских Т-34 было брошено в бой и привело к тяжелым потерям среди немецких танков». Далее Гудериан признает, что если до этого немцы считали свои танки намного превосходящими любую бронетехнику противника, то с появлением у русских Т-34 ситуация полностью изменилась. Более того, по словам Гудериана, если бы высшее командование не гордилось своим несомненным преимуществом, немцы могли бы избежать горечи разочарования. Эта идея подтверждается рассказом в воспоминаниях о том, как в апреле 1941 года по личному приглашению Гитлера советская делегация посетила немецкие танковые заводы и танковые школы. Гудериан откровенно заявляет, что русские неоднократно давали понять, что немцы водят их за нос, скрывая свои новые конструкции танков, которые Гитлер лично приказал им показать. Они не могли поверить, что PzKpfw IV был на самом деле лучшим и самым тяжелым немецким танком того времени. Такой скептицизм привел многих, включая самого Гудериана, к выводу, что у русских были более тяжелые и современные танки, чем у Третьего рейха в то время.

Танк-прототип

Однако успешное начало операции «Барбаросса», когда немцам удалось легко разгромить российские танковые войска, развеяло эти подозрения. Поэтому встреча с Т-34 стала настоящим шоком. Ситуация усугублялась необходимостью быстрого реагирования. В своем рапорте командующему группой армий Гудериан просил как можно скорее направить на фронт специальную комиссию для обсуждения проблемы на месте. 20 ноября 1941 г комиссия, в которую вошли представители Управления вооружений Сухопутных войск и Министерства вооружений, а также ведущие конструкторы танков Ф. Порше и доктор Адерс, а также представители крупнейших танкостроительных компаний вооружены, прибыл во 2-ю танковую армию. Члены комиссии не только осмотрели подбитые танки, но и побеседовали с солдатами и офицерами танковых частей, которые принимали непосредственное участие в противостоянии с 34-м. Любопытно, что мнения военных и конструкторов оказались диаметрально противоположными. Фронтовики единогласно предложили скопировать Т-34 и сразу начать производство таких же танков в Германии, но конструкторы и производители восприняли это предложение в штыки. Танк Daimler-Benz VK 3002 внешне очень напоминал Т-34, и это стало основной причиной отказа от предложенного проекта.

Вариант танка Пантера

Главное возражение заключалось в том, что в боевых условиях солдаты перепутали его с Т-34. Гораздо более перспективным оказался проект MAN. Его танк VK 3002 также имел большую дальность плавания, чем конкурирующая машина Daimler-Benz. 3 февраля 1942 года MAN получил рекомендацию завершить постройку прототипа в течение семнадцати недель, что и было сделано. Испытания опытного образца проводились на стрельбище 2-го танкового полка в Берке. Описывая этот конфликт в своих мемуарах, Гудериан полностью встает на сторону продюсеров. Он утверждает, что дизайнеры руководствовались не «отвращением к подражанию», а четким пониманием технической невозможности выполнения поставленной перед военными задачи. В частности, на Т-34 в качестве силовой остановки использовался не карбюраторный двигатель, как на всех немецких танках, а алюминиевый дизельный двигатель. Однако из-за нехватки цветных металлов в Германии производство таких двигателей было невозможным. Кроме того, немецкая легированная сталь, качество которой неуклонно снижалось из-за недостатка сырья, значительно уступала российской.

В результате было принято компромиссное решение: во-первых, начать производство уже разработанной конструкции танка Тигр массой почти 60 тонн, а во-вторых, разработать более легкий тип танка массой около 35 тонн., Который стал бы прототипом танка будущая «Пантера».

Танковая рота

25 ноября 1941 года Управление вооружения Сухопутных войск поручило компаниям Daimler-Benz AG и MAN разработать новый средний танк. Условия тактико-технического задания были следующими: ширина до 3150 мм, высота — 2990 мм, минимальная толщина лобовой брони — 60 мм, борта и кормы — по 40 мм; рациональная форма корпуса, позаимствованная у Т-34; двигатель мощностью 650-700 л.с.; максимальная скорость — 55 км / ч, крейсерская — 45 км / ч. Проекту было присвоено общее название VK 3002 (на самом деле VK 3001, он был создан в октябре 1941 года и являлся логическим развитием варианта конструкции штурмового танка, разработанного в 1937 году. Хотя проект VK 3001 имел много общего с будущим. «Пантеры», это оказало наибольшее влияние на создание «Тигров».

Компания Daimler-Benz AG представила проект VK 3002 (DB), который весил 34 тонны и очень напоминал Т-34. В отличие от всех немецких танков проект Daimler-Benz AG имел задний моторный отсек и ведущие колеса, в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель Daimler-Benz MB507, а опорные колеса большого диаметра собирались попарно на тележках и были подвешены в шахматном порядке на листовых рессорах. Новый танк должен был вооружиться 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

35-тонный проект MAN VK 3002 (MAN), созданный под руководством инженера Пауля Вибике, был намного больше похож на традиционные немецкие боевые машины. Силуэт танка был немного шире и выше, чем у Т-34, корпус имел наклонные броневые листы, а просторная башня была сдвинута немного назад для установки длинноствольной 75-мм пушки (70 калибра). В корме устанавливался карбюраторный двигатель Maybach HL210, в носовом отсеке располагались водитель и наводчик. Опорные катки также были смещенными, но имели индивидуальную торсионную подвеску.

Танк-прототип

Опытный образец VK 3002 (MAN) на демонстрации 1942 г

Процесс создания нового танка не мог обойтись без вмешательства Гитлера. Сначала фюреру понравился проект Daimler-Benz AG, правда, при условии, что разработчики заменили танковую пушку на более мощную. Компания уже получила заказ на создание 200 улучшенных боевых машин типа ВК 3002 (ДБ), когда вмешалось Управление вооружений Сухопутных войск. Как выяснилось, высокопоставленные чиновники очень скептически отнеслись к проекту Daimler-Benz AG. Сначала смущал силуэт, который так сильно напоминал Т-34, что в боевых условиях танки легко можно было перепутать. Во-вторых, как уже было сказано, оснащение танка дизельным двигателем создавало массу дополнительных проблем. В результате мнение представителей заказчика начало смещаться в сторону проекта MAN. Оставалось только убедить Гитлера изменить свою точку зрения. Наибольшее влияние на фюрера оказал аргумент о невозможности установить необходимое мощное орудие в малой башне танка VK 3002 (DB). Отныне проект Daimler-Benz был окончательно похоронен.

Управление вооружений Сухопутных войск рекомендует MAN как можно скорее построить прототип своего бронированного стального танка. Уже в сентябре 1942 года опытный образец Фау-1 был отправлен на полигон под Нюрнбергом. Второй прототип Фау-2 прошел испытания в танковом порту Куммерсдорф. Испытания проводились под руководством главного инженера Г. Книпкампфа, лично участвовавшего в разработке шасси проекта «MAN». Книпкампф был одной из ключевых фигур в развитии немецкого танкостроения в довоенный период и во время Второй мировой войны.

Танки «Пантеры» в музеях мира

Танк Пантера Ausf. Befehlspanzer Танк Пантера Ausf. А Танк Пантера Ausf. А
Пантера Ausf. Befehlspanzer —
Мюнстерский танковый музей (Германия)
Пантера Ausf. А —
Танковый музей Сомюра (Франция)
Пантера Ausf. А —
Танковый музей Сомюра (Франция)
Нажмите на фото ванны, чтобы увеличить ее

В результате прототип MAN был допущен к серийному производству и получил обозначение PzKpfw V Panther (SdKfz171). Первоначально планировалось производить 250 новых типов боевых машин в месяц, но к концу 1942 года эта цифра была увеличена до 600. Поскольку ресурсов MAN было явно недостаточно для обеспечения таких объемов производства, Daimler-Benz AG должна была участвовать в производстве Panthers производство. Через некоторое время серийным производством пантер стали заниматься два других промышленных гиганта: ганноверские «MNH» и «Henschel and son AG» (Кассель), а затем и «DEMAG», а также многие более мелкие компании, которые делали единичные заказы от головных производителей.

Объем выпуска танка «Пантера»

Разработка

Танк пантера

был объявлен конкурс, в котором приняли участие Henschel и Porsche. Необходимо было построить танк грузоподъемностью 30-35 тонн с наклонной броней толщиной 40-60 мм по возможности, пушкой 7,5 cm KwK 42 и скоростью около 55 км / ч.

Комиссии были представлены две машины VK3001 (H) и VK3001 (P), но ни одна из них не была принята. Позже прототип Henschel превратился в VK4501, который в конечном итоге стал известен как PzKpfw VI Tiger.

Позже в соревнованиях приняли участие компании MAN и Daimler-Benz. За вооружение отвечал Rheinmetall. Опытный образец ВК3002 (ДБ) оказался очень похож на Т-34, с дизельным двигателем, его задней стойкой, наклонной броней со всех сторон и силуэтом. Сначала он очень понравился Гитлеру, и был размещен заказ на 200 машин, но позже комиссия отметила его недостатки, такие как дизельный двигатель, требующий мало топлива, длинный выступающий ствол и худшую мобильность, чем у прототипа MAN. Также был риск дружественного огня в бою из-за схожести с советским Т-34.

Поэтому в производство пошел именно прототип MAN, ставший в итоге знаменитым средним танком Panther. Это была не копия Т-34, а переосмысление его конструкции. Лоб получил прочную наклонную броню, рама с шахматным расположением больших колес имела широкие траки и обеспечивала плавный ход, а 75-мм пушка была способна уничтожать любую технику противника с расстояния более 2 км, если это не так. Известно, что Т-34 был поражен с расстояния 3 км. При этом компоновка осталась верной немецкой школе танкостроения, с передней трансмиссией, подвеской Knispel и бензиновым двигателем.

Экипаж

Танк пантера

Экипаж состоял из сидящих в корпусе водителя и радиста, заряжающего, наводчика и командира башни. Радист находился спереди справа, имел доступ к пулемету и отвечал за связь. Советским танкам этого очень не хватало. Стрелок сидел лицом к башне и имел электрический спусковой крючок для основного орудия с запасным ручным управлением. Также с помощью ножной педали он мог управлять пулеметом в паре с пушкой. Магазин располагался с правой стороны башни, боеприпасы размещались на специальных горизонтальных стойках по бокам корпуса и в вертикальных стойках в башне. Командир немного откинулся назад, на специальную платформу, которая поднималась на ходу.

У механика-водителя и радиста были свои плоские люки, у наводчика и командира — люк, а у магазина — свои в задней стенке башни.

Версия Ausf. D

Версия Ausf. Д
Месяц «ЧЕЛОВЕК» «Даймлер-
Benz»
«Хеншель» «МНН»
Январь 1943 г 4 0
Февраль 1943 г одиннадцать 6 0 1
Март 1943 г 25 14 10 19
Апрель 1943 г 0 19 26 39
Май 1943 г 68 60 25 41 год
Июнь 1943 г 31 год 40 25 36
Июль 1943 г 58 65 19 48
Август 1943 г 38 26 15 36
Сентябрь 1943 г 7 ветры 10
Общий 242 250 130 220
Итого по всем фирмам 842

Трансмиссия

Передача инфекции
0 Продолжительность передачи тоже увеличилась. В среднем каждые 1500 км пути выходит из строя 3-я передача, и неисправность не может быть устранена в полевых условиях. Отказ 3-й передачи происходит из-за ее перегрузки при движении, но по грязи. Поскольку трансмиссия иногда выходит из строя, мы использовали три Пантеры с неисправной трансмиссией.
Немедленное переключение со 2-й на 4-ю передачу иногда приводило к поломке сцепления, но отремонтировать сцепление намного проще. Бывает, что танки проходят 1500-1800 км, не ломая сцепления, а 4 Пантеры уже побили этот рекорд.
Быстрый износ рулевого управления также связан с постоянной ездой по бездорожью. Система рулевого управления имеет довольно сложную конструкцию, и квалификации механиков-водителя недостаточно, чтобы самостоятельно устранять возникающие неисправности. Поэтому баки проверяются бортовыми тормозами, что приводит к их быстрому износу и частым выходам из строя.

Версия Ausf. A

Версия Ausf. А
Месяц «ЧЕЛОВЕК» «Даймлер-
Benz»
«МНН» «Демаг»
Август 1943 г 3 0
Сентябрь 1943 г 46 50 45 (восемь)
Октябрь 1943 г 104 90 50 (13)
Ноябрь 1943 г 76 71 75 (10)
Декабрь 1943 г 114 82 60 (одиннадцать)
Январь 1944 г 105 90 75 (восемь)
Февраль 1944 г 106 70 90
Март 1944 г 94 85 90
Апрель 1944 г 105 100
Май 1944 г 32 111
Июнь 1944 г 120
Июль 1944 г одиннадцать
Общий 645 675 830 50
Итого по всем фирмам 2200

Боевое применение

Pz.V считались настолько важными для предстоящего наступления на Курской дуге, что начало боя даже отложили, пытаясь собрать в войска побольше «Пантер». В бою машины уничтожили все советские танки, их лобовая броня не пробила советские 76-мм орудия. Но надежность танка оказалась недопустимо низкой. Только когда 10-я танковая бригада выдвинулась на исходные позиции, четверть «Пантер» вышли из строя, подбив.

Реконструкция пантеры

В последующих сражениях 1943 года «Пантеры» продолжали проявлять свою мощь в бою и ненадежность в боевых действиях. Максимальное количество танков — 522 машины — было собрано на Восточном фронте к летней кампании 1944 года. Проблемы надежности в этот период официально считались решенными.

В том же 1944 году «Пантере» вступил в бой в Италии. Там даже их дебют не принес ожидаемого успеха: из 62 машин 1-го дивизиона 4-го полка в дни боев в боевой готовности оставалось только 13.

Высадившись в Нормандии, «Пантеры», с одной стороны, стали неприятной неожиданностью для англо-американских войск. Ожидается, что небольшое количество Pz.V., как и в Италии, будет встречено в составе отдельных батальонов. На практике оказалось — почти половина немецких танков в Нормандии — «Пантеры». Но на стороне союзников было численное превосходство и господство в воздухе, и немцам снова часто приходилось выбрасывать сломанную технику на поле боя.

Когда в Арденнах произошло контрнаступление, «Пантеры» еще раз доказали свою эффективность в открытом бою, неся большие потери в городских боях.

Изредка трофейные «Пантеры» (под обозначением Т-5) использовались Красной Армией. Вооружение танков ценилось и в целом успешно применялось. При этом отмечена сложность эксплуатации и ремонта, а также необходимость использования качественного авиационного бензина.

Бортовые передачи

Коробки передач на борту
0 Баки очень часто выходят из строя из-за выхода из строя бортовой передачи. Например, 11 марта на 30 танках пришлось заменить бортовые редукторы. Левая главная передача выходит из строя чаще, чем правая. Часто ослабляются большие болты шестерни главной передачи. Реверс в грязи особенно плохо сказывается на бортовых передачах.

Другие машины

Танк пантера

На базе Пантеры было создано несколько машин. Например, один из лучших истребителей танков времен Второй мировой войны, Jagdpanther. Он имел пушку 8,8 cm Pak 43/3 L70 и легко уничтожал любого противника.

Bergepanther (Sd.Kfz.179) — это бронированная эвакуационная машина с лебедкой, стрелой и платформой на корпусе вместо башни. Как и Panther, BDT получил высокие оценки.

Были также проекты машин наблюдения, самоходных артиллерийских установок и зенитных установок, но все оставалось только на бумаге или производилось в единичных экземплярах.

В конце войны была разработана серия танков Е, которые предполагалось максимально унифицировать друг с другом. Е-50 должен был стать наследником Пантеры».

Ausf. A.

Танк пантера

Осенью 1943 года началось производство модификации Ausf. A., получивший новую башню, такую ​​же, как и последующие модификации Ausf. D2. В нем убрали люки для связи с пехотой и бойницы для стрельбы из орудий. Командирский купол был похож на купол Тигра. Установлена ​​мушка ТЗФ-12А, а коромысла курсового пулемета в корпусе заменена на шаровой. Несколько Ausf. И на экспериментальной основе получили инфракрасные приборы ночного видения.

Корпус и башня

Танк пантера

«Пантера» имела верхний лоб толщиной 80 мм с углом наклона 57 °, нижний лоб толщиной 60 мм с углом наклона 53 °. Сверху бортовые листы корпуса имели толщину 40 мм под углом 42 °, при последующих доработках толщина была увеличена до 50 мм, нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм располагался под углом 30 °. Внизу корпуса имелись технологические люки для обслуживания элементов рамы и трансмиссии.

Башня имела гидравлический привод и аварийный ручной привод. Толщина маски орудия составляла 100 мм, борта и корма башни — 45 мм под углом 25 °. Крыша была всего 17мм, но на Ausf. G был увеличен до 30 мм.

Оцените статью
Блог об истории вещей