- Описание компоновки танка
- Огневая мощь
- Защита
- Отдельный фронт
- Советские танки между двумя мировыми войнами
- Легкий танк Т-26
- Крейсерский танк БТ-2
- Крейсерский танк БТ-5
- Легкие танки Т-37А и Т-38
- Средний танк Т-28
- Тяжелый танк Т-35
- Крейсерский танк БТ-7
- Легкий танк Т-46
- Подвижность
- Возвращение к истокам – 4ТД
- Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.
Описание компоновки танка
Основным принципом, реализованным в этой версии, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и их расположение по продольной оси от носа до кормы в последовательности, соответствующей их вкладу и эффективности в борьбе с танками.
Размещение отсеков танка «Объект 490». Вариант публикации в VBTT n. 7. 1991 г., последняя публикация Е.А. Морозова. При разработке проекта большое внимание уделялось защите от атак боеприпасов сверху. 1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки; 3 — отсек основного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — каюта экипажа (c) btvt.info
Первый — это топливный отсек с минимально допустимым уровнем защиты брони от наиболее массовых средств поражения танка (700 и 1000 мм от БПС и КС). Повреждение этого отсека, разделенного продольными перегородками, и частичная потеря топлива в бою не приведет к потере боеспособности танка.
За топливным отсеком в корпусе находится отсек для двигателя и систем силовой установки, а выше — отсек для основного вооружения. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, поскольку отказ двигателя или пушки значительно снижает боевые возможности танка. Топливный отсек, расположенный в носовой части корпуса, выполняет роль экрана для силовой установки и увеличивает ее живучесть при пулевом огне. Силовая установка включает 2 идентичных двигателя (на компоновке 5ТДФ в дальнейшем планировалось установить 4ТД). Гидростатическая трансмиссия позволяет регулировать количество мощности, передаваемой на каждую гусеницу. Это позволяет:
- использовать двигатели средней мощности (800-1000 л.с.) при большой мощности силовой установки в целом;
- продолжить движение в случае боевого повреждения одного из двигателей;
- снизить расходы на топливо для путешествий за счет одновременного использования одного или обоих двигателей в зависимости от дорожных условий.
- скорость движения вперед и назад аналогична — более 75 км / ч, что значительно увеличивает живучесть танка в бою.
Затем размещается отсек автомата заряжания (А3) с боеприпасами, который имеет еще более высокий уровень защиты и экранирован от лобового огня от трех предыдущих, а в верхнем поясе находится отсек для основного вооружения. Поражение этого отсека, помимо потери танком его огневой мощи, может привести к детонации зарядов с серьезными последствиями. Для нейтрализации высокого давления, возникающего в случае детонации зарядов, в нижней части отсека имеются «выталкивающие пластины» (в первом варианте с крышей), которые действуют как предохранительный клапан. Длина отсека А3 обеспечивает возможность размещения унитарного боеприпаса (L = 1400 мм) и позволяет упростить кинематику подачи и выгрузки боеприпасов в каморку пушки. В первом варианте компоновки танка выстрелы в АЗ размещались в конвейерных лентах вертикально (32 выстрела), поступая в расположенный в центре 4-зарядный механизм снаряжения, в окончательном варианте — горизонтально.
Последним в кормовой части танка является боевое отделение. Экипаж находится в удобном сидячем положении, обеспечивающем все эргономические требования (санузел, отопление, кондиционер, кухня). На крыше второй башни размещен комплекс оптико-электронных средств обнаружения целей и управления основным и дополнительным вооружением. Такое расположение танка обеспечивает дифференциацию защиты и уровня выживаемости отдельных компонентов танка в зависимости от их важности.
Интересной особенностью компоновки является использование ствола винтовки в качестве воздухозаборника ОПВТ (высота подъема 4,6 м с максимальным углом возвышения 30 ° назад°).
Новый вариант перспективного танка отличался от оригинальных решений броневой защитой, автоматом заряжания и гусеничными винтами (катки 4 + 2).
Натурная модель перспективного советского танка «Объект 490», разработанного в Харьковском конструкторском бюро машиностроения (ХКБМ), фото 1989–1991. Вооружение: 152-мм пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерными лентами, 30-мм гранатомет на задней башне и два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. По периметру танка и в минах между бортами боевого отделения разместили 26 минометов «Штандарт КАЗ» для поражения целей, атакующих сверху (с) btvt.info
Развитие проекта танка «Объект 490». 1 и 2 — при вертикальном размещении выстрелов в двух конвейерах АЗ и механизме износа в центре в крыше отсека АЗ выполнены выбивные пластины; 3 — с горизонтальным расположением на двух конвейерных лентах. В нижней части отсека AZ (c) выполнены заглушки btvt.info
Огневая мощь
Хотя танк представляет собой универсальную машину, способную поражать самые разные цели, его основная задача (в соответствии с концепцией основного танка) — борьба с тяжело бронированными целями, такими как танк. Необходимость ее решения определяет «внешний вид» и состав комплекса вооружения танков, тип и характеристики основного вооружения. Это понятие осталось и в наше время.
Основное вооружение финальной версии танка состояло из 152-мм орудия 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом в 32 единицы выстрела, размещенным на двух конвейерных лентах. У каждого транспортера была своя система стрельбы. Хотя башня обеспечивала круговое вращение, углы возвышения / склонения орудия относительно горизонта составляли -5 °, + 10 ° только в диапазоне углов курса ± 45 °. Этот недостаток был компенсирован применением управляемой гидропневматической подвески, которая за счет изменения настройки станка позволяла увеличивать углы наводки орудия в вертикальной плоскости.
При этом значительно возросла насыщенность поля боя опасной живой силой для танков, вооруженных переносным противотанковым оружием — РПГ, ПТУР. При создании харьковского танка 21 века борьбе с такими целями уделялось большое внимание. Дополнительное вооружение включало два 7,62-мм 2-ствольных пулемета ТКБ-666 (ЦКИБ СОО) с независимыми вертикальными планками, расположенными по обе стороны от кормовой части вооружения. Углы возвышения (+ 45 °) позволяли поражать цели, расположенные на верхних этажах зданий и в горных районах. Боекомплект каждого пулемета составлял 1500 патронов. На задней башне, расположенной над капсулой экипажа, находился 30-мм автоматический гранатомет с углами наведения 360 ° по горизонтали, -10 ° по вертикали, + 45°).
Танк ВОЗ был построен особенно лаконично. Системы прицеливания представляли собой отдельно расположенный тепловизионный модуль и лазерный дальномер, расположенный справа (по направлению танка) в броневой маске. Слева находились ТВ-модуль и канал наведения управляемой ракеты. На корме башни располагался панорамный прицел с визуальным каналом, изображение передавалось как наводчику-командиру, так и механику летчика. Дневная / ночная телевизионная панорама размещалась на автомате гранатомета на задней башне.
Модульная установка тепловизионных и телевизионных видоискателей в броневой маске танка позволила разместить приборы, разработанные и серийно выпускавшиеся в 80-е годы, например 1ПН71, 1ПН126 «Аргус» и другие, имевшие большие габаритные размеры, при движении по высоте и Азимут не понадобился, так как прицел стабилизировался пушечным. Большая точность была достигнута благодаря «активной» подвеске, которая снизила нагрузку на стабилизатор оружия. Поиск целей (при адаптации к углу и положению груза) мог осуществляться одновременно независимым дневным панорамным прицелом и дневной / ночной панорамой, установленной на блоке вооружения второй башни.
Интересной особенностью компоновки танка Объект 490 было использование ствола орудия в качестве воздухозаборника ОПВТ (высота подъема 4,6 м с максимальным углом возвышения 30 ° назад). Передние камеры устанавливались на передней части корпуса, а также на крыльях. В центральной части кормы танка была установлена камера заднего вида. По бокам башни установили минометы системы Туча — 12 шт. (С)
Над боевым отделением танка Объекта 490 находилась вторая башня с дополнительным вооружением, панорамным видоискателем с визуальным каналом и дневным / ночным телевизионным видоискателем, установленная на машине вместе с автоматическим гранатометом. Кормовой вид — вторая башня с блоком динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения орудия. Минометы КАЗ «Стандарт» в корме и по бокам боевого отделения. В кормовой части отсека два люка для экипажа, люк механика-водителя оборудован иллюминатором для управления в закрытом положении (корма в носовой части) (с) btvt.info
К недостаткам компоновки танка «Объект 490» относятся недостаточные углы вакуумирования пушки на бортах и корме (с) btvt.info
Проблема создания и серийного производства малогабаритных танковых прицелов с тепловизионным каналом не была решена спустя десятилетия после распада СССР. На данный момент решена проблема с лицензионным приобретением и производством импортных комплектующих (в РФ). Уровень технологического развития СССР, РФ отражен в приборе 1ПН126, принятом на вооружение в 2005 году. Трудно представить вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, если бы его не было коллапс, но надежды на компактность и высокую производительность, позволяющую создать визуальный канал, были бы безосновательными.
Круговой обзор из танка был разработан таким образом, чтобы обеспечить его с помощью камер переднего обзора, расположенных на верхней передней части носовой части корпуса и на крыльях, а также камер заднего вида, расположенных в центре корпуса корма корпуса. Также экипаж имел призматические приборы с выводом изображения над окулярами панорамного видоискателя.
Защита
— Щит должен быть дифференцированным и обеспечивать угол стрельбы ± 25… 35 градусов. Виды защиты: броня, активная защита и камуфляж. Броня должна быть значительно увеличена по сравнению с изделиями «225» и «226».
необходимо обеспечить защиту от 120-мм пули НАТО с увеличенной начальной скоростью. Нет танка без брони. Защита решена не из-за толщины, а благодаря новым решениям.
Маневренность должна быть улучшена за счет гидромеханической трансмиссии. Сейчас Исаков делает его вместе с ВНИИТрансмаш мощностью 1500 л.с. Это должно увеличить среднюю скорость движения, сократить время разгона, повысить управляемость, приспособиться к изменениям радиуса поворота машины и обеспечить максимальную обратную скорость.
В компоновочных решениях танков 21 века основной упор сделан на обеспечение защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый (топливный) отсек имел лобовую защиту от пуль на уровне, заданном ТТТ, то последний (боевой) отсек будет защищен практически в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание пуль с таким уровнем бронепробиваемости в ближайшее время невозможно, указанное построение компоновочной схемы позволяет обеспечить высокую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.
Макет танка «Объект 490», вид сверху (в) btvt.info
Схема варианта танка «Объект 490» (в плане) с последовательным расположением отсеков: 1 — носовой лист; 2 — топливный отсек; 3 — топливная перегородка; 4 — моторный отсек; 5 — перегородка двигателя; 6 — боевое отделение; 7 — перегородки для хранения боеприпасов; 8 — отсеки для боеприпасов; 9 — перегородка боевого отделения; 10 — боевое отделение; 11 — угол стрельбы мощнейшими поражающими средствами α (c) btvt.info
Это направление развития проследил А.А.Морозов в 1970-е годы, после завершения проектирования и начала серийного производства танка Т-64А. Решения подробно описаны в записях дневников проектирования танков «Объект 450» на тему «101».
В раннем варианте конструкции защита верхней части носовой части корпуса включала стальную пластину толщиной 80 мм, установленную под углом 60 °. На стельке был установлен съемный пакет (170 мм / 60 °) с элементами активной защиты, установленными тандемом, разделенными стальной пластиной толщиной 50 мм. В принципе, эта защита была аналогична модулю ДЗ «Дуплет», установленному сейчас на танке «Оплот».
Защита башни представляла собой конструкцию, совмещенную с разнесенной броней (броневой маской), совмещенную с броней с активными элементами (лоб и фланги.
Эквивалент защиты от верхней полусферы — 180… 200 от УЯ и 600 от кумулятивных боеприпасов. Единственным слабым местом колесницы была башня в ее центральной части, где броня составляла 50 мм (5 °). Однако даже при попадании в эту зону кумулятивных боеприпасов или боеприпасов UY только один из двигателей мог выйти из строя.
Крыша боекомплекта представляла собой сборную конструкцию с активными элементами и многослойной броней; в окончательном варианте в нижней части были сделаны «защитные пластины» для уменьшения ослабленных сверху зон защиты.
Наружная и центральная части защитных конструкций корпуса и башни были выполнены из высокопрочной стали, внутренние — из стали средней твердости. Это позволило снизить образование потока осколков при пробивании элементов якоря.
Финал описанного (П. Ф. Гнедаш, Л. И. Мазуренко, Е. А. Морозов. Возможный вариант нестандартной компоновки танка. Вестник бронетехники, № 7. 1991) варианта танка 21 века защищался комбинированная броня (сталь + наполнитель + сталь) расположена под углом 80 °. Деталь образовывала защиту верхнего и среднего пояса танка.
Финальный вариант танка от танка «Объект 490»: а — продольный разрез; б — вид сверху без башни и крыши корпуса; 1 — пушка; 2 — башня; 3 — погон башни; 4 — крышка отсека автоматического магазина; 5 — боевое отделение; 6 — кормовые люки экипажа; 7 — отсек автомата заряжания; 8 — отсек электростанции; 9 — топливный отсек; 10- корпус танка; 11, 16 — двигатели; 12, 15, 19, 20 — бортовые трансмиссии для передачи мощности на ведущие колеса переднего и заднего контуров; 13, 14, 18, 21 — ведущие колеса переднего и заднего контуров; 17, 22 — передняя и задняя гусеницы (в) btvt.info
Схема защиты представляет собой слой активных элементов защиты с комбинированной схемой с продольным сжатием наполнителя (сталь + ЭДЗ + наполнитель), что увеличивает защиту на ~ 40%. Общий размер бронирования составлял 260 мм. Конструкция обеспечивала защиту не только от атаки боеприпасов по горизонтали, но и от атаки боеприпасов (УЯ, кумулятивная) сверху.
Отсеки бака были изолированы и разделены перегородками — 20 мм для топливного отсека, систем двигателя. Делитель 20 мм между 1 и 2 двигателями. Перед боекомплектом и капсулой экипажа установили перегородки размером 50 мм. В нижней части капсулы экипажа был предусмотрен эвакуационный люк, который также выполнял функции санитарного узла.
Броня пола корпуса также дифференцировалась на 20, 50 и 100 мм (совмещенная) в области топливного и моторного отсека; отсек боеприпасов; капсулы экипажа.
Возможные защитные устройства, разработанные НИИ стали (1990-е годы). Внизу в центре фото перспективного элемента DZ 32E, слева — элемент «Гофра». Габаритные размеры перспективного активного элемента были вдвое меньше серийного 4С22. Это позволило обеспечить большую зону покрытия для защищенных (c) проекций btvt.info
Отдельный фронт
Осенью 1940 года Т-34 начали поступать в строй. Отзывы о танке, как и о любой новой машине, были неоднозначными: танкисты в целом оценили оригинальные технические решения положительно, но некоторые отметили низкую надежность агрегатов и дефекты двигателей. Специально созванная комиссия также раскритиковала новый танк. В итоге нардеп-комиссар обороны Григорий Кулик попросил прекратить производство и приемку Т-34, сделав упор на уже известный БТ-7. Однако руководство завода оспорило это решение на встрече с руководством Наркомата обороны и строительства средних машин, получив разрешение на продолжение работ над танком.
В 1940 году конструкторы существенно доработали Т-34, изменив его башню и внедрив новую пушку Ф-34, а в апреле 1941 года ОКБ под руководством Малышева подготовило к производству «модернизированный» вариант Т-34. Т-34М, который, по мнению экспертов, практически стал новой машиной. Руководству страны Т-34М понравился и срочно захотелось запустить его в производство, но из-за войны практическая модернизация была отложена на будущее.
В сентябре 1941 года из-за критической обстановки на фронте началась эвакуация производства ХПЗ из Харькова в Нижний Тагил. Там на базе Уралвагонзавода с учетом возможностей ХПЗ Уральский танковый завод No. 183. Его конструкторское бюро (зашифрованное название ОКБ-520) возглавил Александр Морозов.
- Советские танки во время атаки на правом берегу Днепра
- РИА Новости
«Танк Т-34 произвел революцию в строительстве танков. Немцы, столкнувшиеся с этим в 1941 году, не верили, что в СССР успеют спроектировать и начать производить нечто подобное. Нацисты были шокированы. Однако Морозов на этом не остановился. У него был свой отдельный фасад. С учетом замечаний и предложений боевых частей он создал на базе Т-34 танк, способный противостоять немецкой технике с улучшенным бронированием. Так появился Т-34-85 с 85-мм пушкой », — рассказал RT военный историк Юрий Кнутов.
По словам Андрея Купарева, все дизайнерские таланты Морозова в полной мере проявились в Нижнем Тагиле. «Есть сведения, что Сталин лично руководил работой своего конструкторского бюро. Сам Морозов должен был каждые три часа отчитываться о ходе работ. Он находился под круглосуточным наблюдением, была предоставлена личная машина с телохранителем, а прогулки на свежем воздухе были сведены к минимуму », — отметил эксперт.
В 1943 году Александр Морозов получил звание Героя Социалистического Труда, а в 1945 году — воинское звание генерал-майора. Помимо Т-34, он работал на Урале над принципиально новыми танками — Т-44 и Т-54. Последний, благодаря ряду удачных технических решений, находится в производстве около 30 лет, что является рекордом для современных танков.
«По мнению многих экспертов, Т-34 и Т-34-85 были лучшими средними танками в мире того времени. Они оказали огромное влияние на ход Великой Отечественной войны », — отметил Юрий Кнутов.
Советские танки между двумя мировыми войнами
Легкий танк Т-26
В 1931 году СССР купил лицензию на производство британского 6-тонного легкого танка «Виккерс» и сразу же запустил его в производство под обозначением Т-26. Т-26 продержался недолго, как полная копия «англичан»: спустя два года танк был кардинально переработан, получил более мощный двигатель, башню вместо двух и измененную конструкцию корпуса.
В дальнейшем, в постоянном совершенствовании, Т-26 стал широко экспортироваться, принял участие в огромном количестве военных конфликтов 1930-х годов по всему миру и встретил Великую Отечественную войну как самый массовый советский танк. Да, именно Т-26 (и многочисленные варианты БТ) приняли на себя первый удар фашистов и составили основу бронетанковых войск СССР в начале войны. Несмотря на все изменения, в 1941 году он уже не отвечал требованиям времени.
Танк Т-26 с первых лет выпуска. Советские конструкторы годами совершенствовали эту машину и в итоге выжали из нее все соки
Крейсерский танк БТ-2
В том же 1931 году советские представители в США купили у изобретателя Уолтера Кристи лицензию на производство крейсерского танка Christie M1931. В результате вместо готового танка Советский Союз получил шасси, тоже очень «сырое» по конструкции. Однако с некоторыми доработками и установленным вооружением в 1932 году был запущен в производство новый танк под маркой БТ-2 («Fast Tank — 2.
Особенностью БТ-2 была ходовая часть: по бездорожью она двигалась по гусеницам, а по трассе легко могла их снимать и ехать со скоростью менее ста километров в час, как легковой автомобиль. То есть на колесах (как и все последующие БТ). В период с 1932 по 1932 год было выпущено 670 легких танков этого типа.
Невероятную скорость БТ-2 обеспечивала не только уникальная подвеска, но и авиационный двигатель. К сожалению, учитывая очень тонкую броню машины и тот факт, что двигатели самолета работают на легковоспламеняющемся керосине, «Бетшкис» горели, как свечи зажигания.
Не только в СССР радовали «танками Кристи» — их покупали англичане, поляки и сами немцы
Крейсерский танк БТ-5
Дальнейшее развитие БТ-2: модифицированное шасси, новая башня и ряд доработок и улучшений. За период с 1933 по 1935 год было построено 1884 танка этого типа. Хотя по советской классификации БТ-2 и БТ-5 были легкими танками, еще правильнее называть их крейсерскими. Благодаря своей скорости и маневренности они должны были глубоко проникать в оборону противника, представлять угрозу его тылу и наносить максимальный урон инфраструктуре, в целом действовать так же, как морские крейсеры.
Именно поэтому «Беташкам» прощали крайне слабую броню — по идее, такие танки вообще не должны были встречаться с вражескими танками. На практике, когда в 1941 году эти машины были запущены в лобовую атаку на окопавшуюся пехоту, все пошло иначе.
. однако лучших результатов все же добился советский БТ — сам В. Кристи и представить не мог, что из его идеи можно будет выжать
Легкие танки Т-37А и Т-38
Танк Т-37А можно было отнести к категории «сверхлегкий» (поэтому некоторые авторы называют его клином, а не танком) — пулеметное вооружение, вес 3 тонны, и его характеристики далеко не исключительные. Все, кроме одного: Т-37А — первый в мире плавающий танк. Хотя работы над такими машинами велись во многих странах, СССР с его обилием рек и озер крайне интересовался полноценной боевой машиной-амфибией.
Авторы «танкетки» во многом правы: изначально Т-37А должен был заменить в армии прежнюю танкетку Т-27, превратившись в универсальный легкий разведывательный танк. К сожалению, первый блин оказался комковатым — созданный на основе британских разработок компании Vickers (которая не пошла дальше полностью «черновыми» прототипами), Т-37А был слишком слабо вооружен и защищен, к тому же , у него был запас очень маленького заряда. Однако для своего главного достоинства — амфибии, на эти недостатки закрывали глаза. С 1933 по 1936 год было выпущено около 2500 автомобилей.
Начиная с 1936 г от Т-37А отказались в пользу танка Т-38, его улучшенной модификации (1300 машин до 1939 г.). К сожалению, несмотря на действительно улучшенные боевые и эксплуатационные характеристики, Т-38 унаследовал все проблемы своего предка. Хотя «универсальный разведывательный танк» не работал, именно с Т-37А / 38 в СССР начали последовательно внедрять концепцию небольшого десантного бронетранспортера, пригодного для высадки с самолетов и кораблей и необходимого при поддержке военно-морских судов и кораблей воздушно-десантные войска.
Плавучий танк Т-38 ни с кем не спутаешь
Средний танк Т-28
Средний танк Т-28 является примером того, как в 1930-х годах Европа понимала развитие концепции пехотного танка, обладающего внушительным арсеналом вооружений и способного обеспечить всестороннюю защиту. По общей тогдашней «моде» Т-28 имел не одну, а три башни: пушечную (76,2 мм) и 2 пулеметные. Несмотря на довольно неуклюжий внешний вид и значительный вес (Т-28 относят больше к среднетяжелым танкам, чем к средним), Т-28 оказался очень маневренной и маневренной машиной, отличавшейся надежностью и хорошими боевыми качествами., что подтверждено всеми случаями использования этой техники в бою.
Основным недостатком Т-28 была слабость брони, которая в 1941 году не соответствовала требованиям времени. За период с 1935 по 1941 год было выпущено 503 танка этого типа.
Т-28 — хотя танк был чисто советским, он производился под впечатлением от британского А6. Нельзя упрекать дизайнеров в том, что они работают с оглядкой на Запад: нужно только отметить, что советская «творческая переработка» западных идей, как правило, превосходила оригинал по эффективности
Тяжелый танк Т-35
Тяжелый танк Т-35 — танк, созданный исключительно в пропагандистских целях — чтобы рисовать на открытках, кататься в большие праздники по Красной площади и всем своим видом показывать мощь государства. И снова: единственный в мире серийный танк с 5 башнями одновременно!
Практически идея «сухопутного линкора» в реальном бою оказалась совершенно непрактичной: из-за огромного веса пяти башен броня танка была слабовата, но нагрузка на шасси и двигатель был очень высоким. В результате процент «невоенных» неудач также был высок. Таким образом, из всех машин этого типа, потерянных в начале войны, почти 90% были просто брошены экипажами из-за отказа шасси.
Но плох был не танк, а заведомо неправильная концепция такого танка. Проекты подобных машин имели все крупные державы, но воплотить их в металле удалось только советским конструкторам. За период 1934-1938 гг. Всего было построено 61 танк этого типа.
Тяжелый танк Т-35 — 5 башен, 3 орудия, 11 членов экипажа . и всего 50 мм брони
Крейсерский танк БТ-7
Танк БТ-7, хотя и имел схожую концепцию с БТ-2/5, все же был совершенно другой машиной и большим шагом вперед. Существенно усиленная броня, удвоенная дальность плавания, более мощный двигатель — все не так уж плохо, это можно было назвать вершиной развития концепции «скоростного танка». Но, помимо появившихся очевидных преимуществ, БТ-7 сохранил и многие недостатки своих предшественников: прежде всего «самолетный» двигатель, работающий только на легковоспламеняющемся высокооктановом топливе.
Во-вторых, БТ-7 уже не мог увеличивать толщину брони и не терять при этом маневренность и скорость. Второй по величине танк в СССР после Т-26 накануне Второй мировой войны (построено 5556 танков).
Гусеничная ходовая часть БТ-7
Легкий танк Т-46
Одна из первых попыток создать универсальный легкий танк, пригодный как для поддержки пехоты на поле боя, так и для рейдов в тылу врага, то есть обладающий хорошей скоростью и маневренностью, при этом достаточно хорошо вооруженный и защищенный. Он является дальнейшим развитием танка Т-26 и во многом заимствует его узлы и агрегаты, но, как и танки серии БТ, имеет гусеничное шасси на колесах.
Серийно он не строился, так как по стоимости был близок к Т-28, у которого, насколько я помню, было 3 башни одновременно. 1936 год.
Танк Т-46: попытка скрестить простоту и живучесть Т-26 и маневренность БТ-5
Подвижность
Расположенная в центре танка лицом к боевому отделению силовая установка обеспечивала дополнительную защиту экипажа. Четырехгусеничная ходовая часть за счет такого расположения значительно увеличивает живучесть танка при подрыве мин. Повышению выживаемости способствует также отдельная конструкция систем, обслуживающих каждый двигатель.
На базе танка с двумя двигателями можно создать семейство машин с одним или двумя двигателями в зависимости от типа и назначения машины, массы и мощности, потребляемой орудием.
Требования к подвижности танков постоянно повышаются. Предполагается, что средняя скорость танка в ближайшее время при движении по сухим грунтовым дорогам должна составить 50… 55 км / ч. Для достижения этой скорости удельная мощность танка должна быть не менее 21… 23 кВт / т, а максимальная скорость, обеспечиваемая диапазоном скоростей трансмиссии, составляет 80… 90 км / ч.
Преодоление естественных препятствий и искусственных преград, строительство переходов с применением интегрированной фурнитуры и оборудования требуют дальнейшего увеличения мощности установки.
Одна из важных мер защиты танка — повышение подвижности для эффективного маневрирования под огнем (даже задним ходом, не обнажая уязвимую корму). Исследования показывают, что за счет оборонительных маневров на поле боя вероятность поражения танка снижается в 2-4 раза, а защита повышается в 1,5-2 раза. В частности, это касается защиты от управляемых ракет.
Поэтому для увеличения подвижности танка с предполагаемой массой (более 54 т) требуется силовая установка мощностью 1320… 1470 кВт.
Высокие динамические качества танков в указанном диапазоне мощностей в сочетании с хорошей топливной экономичностью при малой нагрузке могут обеспечить двигатели с двумя уровнями мощности (4ТД — 800 и 1000 л.с.).
Второй, более низкий уровень мощности необходим для экономичной работы танка при ограниченной скорости и относительно легких дорожных условиях.
Для перспективного танка возможно использование силовой установки с двумя одинаковыми двигателями, расположенными в центре танка, гидростатико-механической трансмиссией на борту и гидростатической трансмиссией механизма поворота. Реверсивный механизм дает возможность двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
Ходовой ход танка в колонне должен был производиться кормой вперед. Кормовой люк механика-водителя имел иллюминатор и систему реверсивного телевидения. Стул сделали поворотным.
Схема рамы корпуса танка «Объект 490» с силовой установкой с двумя двигателями и 4-гусеничной ходовой частью: 1 — кабина, 2 — передняя; 3 — назад (с) btvt.info
Схема корпуса танка с силовой установкой с двумя двигателями: 1 — рабочее колесо; 2 — направляющее колесо; 3 — конечная передача; 4 — гидростатико-механическая трансмиссия; 5 — редуктор ГОП; 6 — реверс с редуктором; 7 — двигатель; 8 — гидростатическая трансмиссия механизма вращения (в) btvt.info
Каждый из двигателей развивал мощность 590… 660 кВт · с кратковременным наддувом до 740 кВт. Таким образом, общая мощность установки достигает 1180… 1320 кВт, а удельная мощность модели 33… 37 кВт / т. Это обеспечит удельную мощность танка 29 кВт / т.
При таком расположении отпадет необходимость в длительной разработке нового танкового двигателя большой мощности. Предлагаемая схема увеличивает ресурс и топливную экономичность силовой установки за счет рационального использования мощности одного или обоих двигателей.
Варианты танка спроектированы с комбинированной вытяжной и вентиляторной системой охлаждения.
Возвращение к истокам – 4ТД
Для перспективного танка XXI века необходимо было использовать двигатель 4ТД, основанный на технологиях, разработанных на серийном двигателе 6ТД-2. Установка двух двигателей 6ТД-2 была избыточной по мощности, кроме того, для уменьшения габаритов оптимальной была установка двух двигателей меньшего размера. Создание нового двигателя 4TD в 1980-х годах не представляло рискованных технических аспектов, учитывая технологии 6TD и отсутствие проблемных вопросов дисбаланса 5TD и 3TD. 4ТД развил мощность в номинальном и форсированном режиме 800 и 1000 л.с.
Разработчикам танков, когда-то воевавшим на территории СССР, понадобилось много лет, чтобы прийти к выводу –
«И в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение о принятии на доработку единого МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми системами танковых двигателей, созданными тагильцами».
ЕБ ВАВИЛОН
(Начальник отдела энергетических установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ).
Источник: главный конструктор Владимир Поткин. Прорыв танка. Краткое содержание статей. — Нижний Тагил: ООО «Рекламно-издательская группа« ДиАл », 2013.
Еще одним подтверждением правильности выбранного Морозовым направления стала демонстрация в октябре 2018 года на симпозиуме AUSA проекта перспективного двигателя американской боевой бронированной машины, созданного в рамках программы Advanced Combat Engine. Получился американский «аналог» 4ТД, созданный с использованием современных технологий —
«Продвинутый боевой двигатель» представлен на AUSA 2018.
Четырехцилиндровый 2-тактный плоский двигатель объемом 14,3 литра был разработан для TARDEC (Центр исследований, разработок и инженерии танковой автомобильной техники) армии США в сотрудничестве с Cummins. Мощность 1000 л.с при 2400 об / мин
Двигатель является частью 30-летней стратегии модернизации американской бронетехники.
Преимущества проекта танка 21 века А. А. Морозова.
- Максимально возможная защита экипажа в пределах веса ~ 55 тонн.
- Размещение экипажа в кормовой части танка, наименее подверженного обстрелу, в хорошо защищенной капсуле.
- Простая и лаконичная компоновка прицельных комплексов, соответствующая уровню развития науки и техники ближайшего будущего. Наличие визуального канала в панорамном обзоре с видом с самой высокой точки бассейна.
- Использование простой схемы автоматического заряжания без ограничений по длине выстрела L = 1400 (активная часть БПС до 1300 мм) с полной автоматизацией боеприпасов. Весь боекомплект основного вооружения полностью механизирован и размещен в одном автомате заряжания с простой траекторией и кинематикой для стрельбы по казенной части орудия.
- Возможность двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью (75 км / ч).
- Легкость создания семейства машин с 1 или 2 двигателями и удобным размещением войск и груза. Например, высокозащищенный BMP. Существенное влияние на внешний вид танка, наряду с принципиальными решениями основных узлов и систем, могут оказать: снижение функциональных задач, решаемых танками в бою; адаптация конструкции танка как базовой машины для семейства ВГМ и к условиям серийного производства; необходимость сохранения возможности дальнейшего улучшения в течение жизненного цикла машины.
- Для увеличения выживаемости ходовая часть имеет 4-байпасный привод с одним приводом на каждый байпас. Это позволяет танку не терять подвижности при обрыве одной из линий (а также двух с разных сторон.
- Максимальная защита капсулы экипажа от всего спектра вредных агентов, включая химическое, бактериологическое и радиационное воздействие, комфорт в жилом пространстве (наличие сантехнических приборов, устройства для подогрева пищи и кондиционера). Совместное размещение экипажа в корне решает проблемы взаимопомощи и взаимозаменяемости, значительно упрощает проблемы внутренней связи и дублирования функций танкера.
- Максимальная противоминная защита танка и членов экипажа;
- Силовая установка танка имеет возможность работать в двух режимах:
1) максимальная мощность — при движении и в сложных дорожных условиях и в бою;
2) в частичном режиме (~ 50% Mmax — при движении по грунтовым дорогам в хорошем состоянии и асфальтированным дорогам. Оба режима должны быть эквивалентны по КПД, обеспечивая удельный минимальный расход топлива. Это наиболее радикальный способ увеличения запаса хода бака с ограниченным количеством перевозимого топлива.
- Замена гидропневматической подвески торсиона, а также решение основной задачи — повышение средней скорости за счет улучшения показателя плавности хода — позволяет контролировать пространство танка, что увеличивает его способность пересекать местность и выживаемость в бою. Кроме того, управляемая гидропневматическая подвеска за счет изменения настройки станка позволяет увеличить углы наводки орудия в вертикальной плоскости. Следовательно, внедрение только одной системы увеличивает показатели подвижности (прямой эффект), безопасности и огневой мощи кроссовки (побочный эффект).