- Представление древних египтян о времени
- Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования
- Система летоисчисления в Древнем Египте
- Религия
- Создание солнечного календаря
- Новое Царство и упадок страны
- Загробная жизнь
- Александрийский календарь
- Среднее Царство
- Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте
- Наименование календарных периодов
- Лунный календарь
- Цикл, основанный на небесном светиле
- Архитектура
- Принципы построения древнеегипетского календаря
- Солнечный календарь
- Какими часами пользовались древние египтяне?
Представление древних египтян о времени
Во-первых, египетские представления о времени были лишены историзма. С момента прихода к власти нового правителя жизнь компании началась заново, и так по кругу. Священники вели свою хронологию по годам своего правления. Построить график на основе этого крайне сложно. Но такой подход является доказательством того, что древнеегипетская культура была ориентирована на настоящее.
Бессмертие памятников, оставленных этой древней цивилизацией, вызывает особое чувство времени. В Египте, как нигде, понимают, что время — не более чем иллюзорная концепция, рожденная человеческим сознанием. В то же время египтяне ясно осознавали устойчивость естественного ритма. Чередование дня и ночи вместе с непрерывным разливом Нила стало основой для возникновения цикличности времени в Древнем Египте.
Блуждающий календарь и первая попытка его реформирования
Жители плодородной долины Нила были довольны тем, что праздники приходятся на разные дни по времени. Они прошли гладко и, по замыслу благочестивых жителей, так освятили целый год. Оказывается, египетский год был годом странствий, но фараоны даже не пытались его изменить, напротив, каждый из них принес торжественное обещание не вторгаться в продолжительность года по календарю. Как уже упоминалось выше, правители гиксосов Древнего Египта пытались измениться, это вызвало глухой ропот населения, но под натиском силы жители повиновались. Однако после их изгнания календарь был полностью восстановлен, а все нововведения гиксосов были устранены. Дни, месяцы и годы были сочтены. Это было связано с тем, что хронология в Древнем Египте не знала фиксированной эпохи, годы отсчитывались от начала правления следующего фараона. Но правило начала нового года действовало всегда, оно приходилось на 29 августа по современному календарю.
Система летоисчисления в Древнем Египте
Сначала египтяне, как и другие народы древнего мира, использовали лунный календарь. Но они были фермерами, а это означало, что они зависели от смены времен года. С лунным календарем обойтись не удалось, а кроме него появился солнечный. Это произошло при королях гиксосов.
важно отметить, что не существовало концепции единой эпохи на берегах Нила. Хронология в Древнем Египте велась после восшествия на престол следующего фараона.
Согласно египтянам, год начался 29 августа (1 числа месяца Тота). В этот момент на рассветном горизонте появилась звезда Сириус (Сотис), предвещавшая разлив Нила. Год длился 365 дней и был разделен на 12 месяцев по 30 дней. Месяцы были сгруппированы по сезонам (паводки, ручьи и отмели). Посев ячменя и пшеницы начался в ноябре (после окончания сезона паводков). Год закончился 5 днями, посвященными богам. Египтяне не использовали високосные дни.
Уже в эпоху эллинизации один из представителей династии Птолемеев попытался реформировать хронологию Древнего Египта, введя високосные годы, но инициатива не получила поддержки. Унификация календаря произошла только после римского завоевания.
Религия
В каждом регионе Египта издавна было принято почитать «свои» божества. Культы накладывались друг на друга, и в итоге образовался единый пантеон божеств с разными значениями. Божества имели антропоморфный облик, но были наделены отдельными животными чертами. Особо почитались божества плодородия, воплощением которых считались священные животные, обитавшие в храмах (как правило, быки или коровы). Египтяне также часто обожествляли кошек, крокодилов, змей и птиц. После смерти священных животных их мумифицировали и хоронили с почестями, как офицеров. Египет, древний оазис на берегу Нила, постепенно превратился в огромный погребальный комплекс.
Во все времена особое значение имели солярные культы и культ Осириса, умирающего и возродившегося бога. У египтян было несколько солнечных божеств. Среди них Ра, Амон и Атум. В результате религиозной реформы появился даже один бог — Атон. Солнце почиталось как источник жизни. Одно из имен солнечного божества обязательно фигурировало в титуле фараона, которого тоже обожествляли. Египтяне верили, что все природные явления подчиняются царской воле.
Создание солнечного календаря
Поэтому древние египетские жрецы были озабочены проблемой создания нового точного календаря. К счастью, уровень их знаний уже позволил произвести точные вычисления и привязать их к карте звездного неба. По словам известного английского египтолога Джеймса Бристеда, солнечный календарь появился в этой стране за несколько сотен лет до появления гиксосов, но они попытались его реформировать. Эти типы календарей используют в качестве основы тропический год и, в частности, фазы смены времен года, не принимая во внимание смену лунных фаз. Родиной солнечного календаря стал Древний Египет. Многие жрецы были хорошо знакомы со звездами, временем их появления, а также отмечали тесную связь небесных тел с явлениями природы. В частности, их интересовали разливы Нила. Воды этой реки вышли из берегов с июля по ноябрь, затопили всю долину, и когда Нил снова вошел в свое русло, настало время для посева. Через 3-4 месяца можно было собирать урожай, а в марте со стороны Сахары подул сухой резкий ветер, уничтоживший все живые существа. Следовательно, хронологическая система должна быть точной.
Новое Царство и упадок страны
Лишь 110 лет спустя основателю XVIII династии фараону Яхмесу удалось изгнать гиксосов из их столицы — Авариса. Так началось Новое царство, просуществовавшее около 600 лет. В этот период Египту удалось стать великой державой, покорившей Ближний Восток и отказавшейся от всех богов, кроме одного (во время правления Эхнатона). Эпоха Нового Царства характеризуется ростом военной мощи (например, при Тутмосе III и Рамзесе II), расцветом искусства и культуры и религиозными потрясениями.
Однако в XI веке до нашей эры Египет, древний дом многих богов, начал терять власть. Иностранные династии сменяли друг друга. В середине 6 века до нашей эры Египет вошел в состав Персидской империи, позже — под властью Александра Македонского. Последним правителем Египта, принадлежавшим к династии Птолемеев, была Клеопатра. С его смертью государство окончательно утратило независимость. Первоначальная египетская культура постепенно вытеснялась греко-римской.
Загробная жизнь
Искусство Древнего Египта своим появлением и развитием обязано погребальному культу, выросшему из культа Осириса, одного из главных богов. Умерший фараон отождествлялся с этим богом, правившим в Царстве мертвых.
Во времена ранних и древних царств роскошь вечной жизни была доступна только фараонам, но со временем египтяне начали верить, что обычные люди могут продолжить свое существование после смерти, если они будут должным образом подготовлены. Подготовка к этому началась практически с первых лет жизни. Покойного нужно было хоронить не только правильно: родственникам приходилось обеспечивать его безбедное существование постоянными жертвами. Египтяне верили, что мертвые обладают способностью влиять на судьбу живых и даже находиться среди них. Покойным предлагалось разрешить споры и ходатайства. Культура Древнего Египта подпитывалась идеями о загробной жизни. Это касается литературы, науки и изобразительного искусства.
Александрийский календарь
Указ фараона, предписывающий введение високосного года, никогда не применялся. Если бы это произошло, в году было бы 365,25 дня, что было бы максимально приближено к астрономическим показателям. Третья попытка изменить хронологию в Древнем Египте уже была предпринята римлянами. Завоевав эту страну, они практически сразу провели календарную реформу. Затем каждые четыре года появлялся необходимый день, но они меняли порядок смены високосных лет, а не был принят в самом Риме. Александрийский календарь сосуществовал параллельно с юлианским календарем более 1500 лет.
Среднее Царство
Начало эпохи Среднего царства относится к середине 21 века до нашей эры, когда Египтом стали править представители фиванской династии (Ментухетепы). Но этому предшествовал непростой переходный период. Древний и некогда могущественный Египет два столетия находился в упадке из-за внутренних войн. Воссоединение под руководством Ментухетепа положило конец внутренним войнам, хотя и ненадолго. В эпоху Среднего царства египтяне освоили новые орудия производства, они начали изготавливать предметы и инструменты из бронзы и олова. Возросла роль экономического обмена между номинантами. Была консолидирована местная власть. Аристократы выступали против фараонов и исполняли священнические обязанности. Система хронологии в Древнем Египте этого периода в каждом названии также была своя. Во время правления XII династии (наиболее известными представителями которой были Аменемхет) Египет вел завоевательные войны (например, с Нубией и государствами Синайского полуострова), торгуя со странами Средиземноморья. Очередная гражданская война положила конец экономическому буму. В конце 18 века до н.э захватчики северной Аравии и южной Сирии гиксосы вторглись в Египет.
Вторая попытка изменить летоисчисление в древнем Египте
Попытки изменить календарь предпринимали не только кочевые племена гиксосов. Однако произошло это намного позже, уже в эпоху эллинистической династии Птолемеев. Третий фараон из потомков сподвижника Александра Македонского пытался изменить хронологию в Древнем Египте. В частности, об этом говорится в «Канопском указе». В 1866 году во время раскопок была обнаружена каменная плита, на которой на египетском и греческом языках был написан приказ фараона Эвергета об изменении календаря. Затем появился високосный год, который должен был решить проблему астрономической задержки. Хотя это нововведение не было решено в стране, изначально была ошибка, вместо добавления 1 дня каждые четыре года это делалось каждые три года. Это повлияло на точность, и ошибка была замечена только 48 лет спустя.
Наименование календарных периодов
Несмотря на то, что месяцы часто обозначались цифрами, у каждого было свое название. Они были посвящены каким-то божествам. Месяц Тот предшествовал началу года, названный в честь бога луны, затем последовал месяц Фаофи, затем последовал Атир в честь богини Хатор, Хояк был связан с династиями фараонов, Тиби в честь бога Хнума , Мехир был посвящен грозному богу Монту, Фамнот был связан с Аменофисом, Фармути посвящен богине Эрмути, Пахон в честь бога Хонса, Пайни получил свое название от долины Нила, Эпифи и Месори посвящен появлению солнце. Остальные пять дней, добавленные к календарю, позже стали называть греческим словом epagomene, что означает дни вне года. Календарное отставание можно было решить, вставляя один день каждые четыре года, но фараоны упорно игнорировали этот факт. Скорее всего, это связано с религиозными убеждениями, поэтому реформированная гиксосами хронология не прижилась в Древнем Египте.
Лунный календарь
С древних времен египтяне учитывали естественный временной интервал, связанный с движением Луны — лунный месяц. Лунный календарь использовался уже в додинастический период. С его помощью на протяжении всей древней истории Египта устанавливалось время важных религиозных праздников.
Месяц луны. Этот период составлял 29-30 дней. Начало месяца считалось первым днем невидимости Луны. Некоторые носили имена, которые отражали характер движения спутника Земли и распорядок религиозной деятельности. Названия месяцев происходят от названий праздников, которые имели место в то или иное время.
Лунный год. Египетский лунный год состоял из 12-13 месяцев, разделенных на 3 сезона по 4 месяца. Времена года различались произносимыми названиями: ахет («наводнение»), перет («чрезвычайная ситуация»), шему («мелководье»). В административных датах сначала указывались номер месяца и название сезона, затем день. Високосный год называют «большим годом».
Цикл, основанный на небесном светиле
И если для определения солнцестояния потребовались специальные инструменты, то появление Сириуса ознаменовало новый цикл. Источником календаря стал Сириус или Сотис, как его называли в этой стране. На основе гелиакуса, то есть периодического восхода этой звезды, в этой стране начался новый сельскохозяйственный год. Его продолжительность была определена сначала в 360, а затем в 365 дней. Хронология Египта не знала високосных лет, и это понятие было необходимо для точного расчета астрономического времени. Поэтому в календаре египтян каждые четыре года подъем Сотиса задерживался на 1 день. Год был разделен на 12 месяцев, каждый из которых составлял 30 дней. Неделя была разделена на 10 дней, день — 10 часов. У древних египтян было 100 минут в часе и 100 секунд в минуте. Таким образом, получилось 360 дней. Остальные пять дней не были отнесены ни к одному из месяцев. Они отмечались в конце прошлого месяца как дни рождения Осириса, Гора, Сета, Исиды, Нефтиды.
Архитектура
Египетское искусство в целом монументально и архаично. За несколько тысячелетий существования государства оно не претерпело никаких изменений. Поиски вечности египтянами лучше всего выразились в архитектуре. Древнее царство стало эпохой великих пирамид: сначала Джосера, затем Хеопса, Хефрена и Менкау-Ра. Позже гробницы стали скромнее. В эпоху Среднего и Нового царства распространились скальные гробницы, богато украшенные рельефами изнутри (например, гробница Ментухетепа III с прилегающим храмом).
Со временем усыпальницу и мемориальный храм стали строить на расстоянии друг от друга. Было принято строить роскошные храмы с множеством многофункциональных залов, внутренними садами и высокими скульптурными колоннами. Это были храмы Хатшепсут, Рамзеса II и Рамзеса III. В эпоху Нового Царства стали популярными небольшие храмы — периптеры и пещерные храмы.
Принципы построения древнеегипетского календаря
Весь год состоял из трех сезонов: разлив (ахет), то есть время разлива Нила, русла или выхода (разлива), то есть время, когда река снова вернулась к своей первоначальной форме и успокоилась (шему), то есть время самого низкого уровня воды в реке. На протяжении многих лет жители Египта построили сложную систему плотин, каналов и водохранилищ. Ее всегда нужно было содержать в правильном виде, а для этого нужно было изучить алгоритм жизни главной водной артерии страны. Здесь и пригодились знания священников. Они начали соотносить разливы Нила с картой звездного неба и выявили важную закономерность. Наводнение последовало сразу после летнего солнцестояния, еще одним важным фактом было то, что ранним утром на небе появляется яркая звезда, видимая даже невооруженным глазом. Его не всегда видно, и священники установили, что он появляется каждые 70 дней. Эти два открытия позволили создать новую хронологию в Древнем Египте.
Солнечный календарь
Египтяне вскоре поняли, что лунный календарь неудобен для работы и административной жизни. Это придавало неуверенности событиям, которые произойдут в будущем. Это обстоятельство в сочетании с многолетними наблюдениями жреца за восходом Сириуса из созвездия Большой Собаки позволило уточнить продолжительность солнечного года и стало основой для появления нового календаря в Древнем Египте.
Первый солнечный календарь был временным интервалом между двумя последовательными восходами Сириуса. Возвышение Сириуса совпало с разливом Нила, имевшего колоссальное значение для экономической жизни страны. По сути, это был сельскохозяйственный календарь, который египтологи часто называют календарем Нила. Египетская традиция приписывает изобретение описанной календарной системы Имхотепу, знаменитому мудрецу и создателю пирамиды Джосера.
Расширение знаний в области астрономии позволило египтянам со временем реформировать календарь Нила. Чтобы обосновать необходимость реформы, жрецам пришлось изобрести легенду о том, что 5 дополнительных дней нового солнечного года были своего рода жертвоприношением богу Ра.
Солнечный месяц. Каждый месяц был разделен на 3 10-дневные недели. Также выделите 6 небольших 5-дневных недель. Последний месяц египетского года назывался Месори и был посвящен Солнцу.
Солнечный год. Согласно реформированной системе исчисления, египетский год состоял из 12 месяцев по 30 дней. В итоге получилось 360 дней. За последним месяцем последовали 5 дополнительных дней. Эти дни были посвящены покаянию и поминовению умерших. Они отмечались как дни рождения таких важных божеств, как Осирис, Гор и Исида.
Несмотря на реформу, египтяне допустили ошибку 6 часов в год. За период в сто лет точка солнцестояния сместилась на 24 дня. По этой причине египетский год позже был назван годом странствий. Описанная хронологическая система Древнего Египта была вновь реформирована только в 25 г н.э. Стоит отметить, что солнечный и лунный календари использовались одновременно на протяжении всей истории Древнего Египта.
Какими часами пользовались древние египтяне?
В Древнем Египте выбор времени был исключительно храмовой привилегией. Была отдельная категория священников, называемых Uniit, которые следили за временем. Эти священники продолжали свое служение, сменяя друг друга каждый час.
День, разделенный на 12 частей, устанавливался по солнечным часам. Это были два куска дерева, соединенные вместе. На одной из планок были деления, позволяющие определять время. Кроме того, известны ступенчатые солнечные часы. Первые свидетельства их использования относятся ко второму тысячелетию до нашей эры.
Не меньшей популярностью пользовались водяные часы. Их использовали ночью. Водяные часы выглядели как перевернутый конус с небольшой дырочкой внизу. С наступлением темноты их наполнили водой, которая утром полностью вытекала. Ориентироваться в таких часах можно было благодаря 12 специальным знакам. Водяные часы, как известно, протекают и наполняются. Египтяне также знали инструмент для определения азимута звезд или так называемые «сидерические часы». Они состояли из 24 таблиц (по 2 на каждый календарный месяц).
В заключение необходимо сказать, что египетский солнечный календарь стал основой юлианского календаря, возникшего в Древнем Риме. Несмотря на то, что реформация была осуществлена Юлием Цезарем, разработку нового отсчета времени провел египетский астроном Созиген. Таким образом, астрономические знания, накопленные египтянами, стали основой современной хронологии.