- История промысла
- Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
- Появление жостовских железных подносов
- Секреты росписи гжель
- Снежный фон и синие узоры. Гжель
- Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
- Золотые чаши. Хохломская роспись
- Способ выполнения
- Три мира узоров. Мезенская роспись
- «Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
- Виды росписи гжель
- Тематика рисунка
- Факт № 5. Животные Владимирской области в стиле гжель
- Что такое хохлома и ее отличительные признаки
- Загадки узоров русских росписей
- Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
- Факт № 1. Гжель зародилась в Подмосковье
- Способ изготовления изделий
- Как попасть в музей-кафе «Гжель»
- Характерные черты росписи
- Основные цвета
- Элементы и узоры гжельской росписи
- Цвета гжельской росписи
- Элементы и узоры гжельской росписи
- «Здесь живут подносами». Жостовская роспись
- Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
- Факт № 6. Почему розу зовут «агашкой»
- Что нужно для создания узоров на бумаге?
- Мотивы и элементы
- Техника росписи
- Приемы росписи гжели
- Как сделать трафарет для росписи под гжель?
- Факт № 3. Керамические полотна, аналогов которым нет в мире
История промысла
Что такое Гжель? Это вид русской народной живописи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово гжель знают не только искусствоведы и художники. Если вы попросите иностранца создать инициативную линию по слову «русский, Россия», без традиционных хохломы и гжели вам точно не обойтись. Гжелью называют большой подмосковный район, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельский куст». Территориально он расположен в 60 км от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее территория принадлежала Богородскому и Бронницкому районам.
Гончарное дело здесь развивается давно, а ценные сорта глины в Гжели добывают с середины 17 века. Так что натуральный материал использовался для фармацевтических нужд, а точнее «для алхимических блюд». До середины 18 века в Гжели производили обычные для того времени изделия: тарелки, кирпичи, керамические трубы, изразцы и даже детские игрушки. Но на экваторе века Гжель стала самым мощным центром производства майолики в России. Михайло Ломоносов также писал об уникальной белизне гжельской глины.
Затем на этом участке было налажено производство полуфаянса, майолики, в результате чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти XIX века искусство Гжели достигло своего расцвета. К этому периоду относятся описания лучших изделий, выполненных в этой технике. А потом был спад, вызванный промышленной реформой в России, и долгое затишье. Только после Великой Отечественной войны, благодаря мастерам-подвижникам, Гжель, как популярная картина, возродилась.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История лаковой миниатюры Федоскино восходит к 18 веку. В 1795 году купец Петр Коробов основал фабрику в подмосковном селе Данилково (близ села Федоскино). Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, фабрика начала производить табакерки и коробочки.
Вскоре ассортимент расширился: появились ящики для мусора, булавки и чайные коробочки. Сначала их украшали печатными рисунками, гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. В процессе работы художники добавляли в краски металлическую пудру, чтобы цвета стали «яркими». Традиционные мотивы федоскинских миниатюр — русская тройка, пейзажи, сказки и сцены народной жизни: вечеринки, танцы, чаепитие.
На изысканные миниатюрные изделия давалась гарантия 100 лет: после высыхания папье-маше становилось тверже дерева, а яркие цвета не тускнели годами. Секрет был в том, что миниатюрная краска хранилась на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Появление жостовских железных подносов
Осип, сын Филиппа Вишнякова, решил больше не производить папье-маше, а начал производство железных подносов. Спрос на подносы рос. Их использовали как для внутренней отделки, так и по прямому назначению. Жостовские подносы видели в питейных заведениях, известных московских чайных, трактирах, гостиницах и купеческих домах. В коллекциях испанских и британских королей есть жостовские подносы.
Спрос рождает предложение, и в 1960 году был основан Жостовский лакокрасочный завод.
Секреты росписи гжель
Интересный факт: Гжель прошла несколько этапов своего развития, и знаменитая голубая роспись на белом фоне — лишь одна из них. Однако обыватель уже не сравнивает Гжель ни с чем. Ведь именно такое цветовое сочетание стало главным определяющим фактором для данного вида росписи.
Предлагаем вам посмотреть видео, в котором мы расскажем о гжельской росписи, истории ремесла
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с 14 века. Местные мастера использовали его для создания «тары для фармацевтических нужд», посуды и игрушек для детей. В начале 19 века в Гжельской волости появились фабрики по производству фарфора. Первый бизнес здесь был основан в 1810 году купцом Павлом Куличковым. Сначала роспись фарфоровых тарелок была красочной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубую голландскую плитку и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре голубые узоры на заснеженном фоне стали отличительной чертой живописи Гжели.
Чтобы проверить качество фарфора, перед покраской изделие окунули в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор был окрашен в сплошной розовый цвет, на нем были видны трещины. Мастера расписали кобальтовой краской — перед съемкой выглядит черной. Используя особые техники, работая только кистью и красками, художники создали более 20 оттенков синего.
Сюжеты Гжели — это пышные розы (здесь их называли «орлами»), зимние пейзажи, сюжеты из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, сельчане празднуют карнавал… После того, как рисунок был нарисован, тарелки были покрыты глазурью и обожжены. Розовые изделия с черным узором приобрели свой традиционный вид.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Городецкая роспись известна со второй половины 19 века. В 1870 году иконописец Николай Огуречников приехал в Поволжье, в село Курцево Городецкой волости. Он учил местных мастеров рисовать красками и оживлять рисунок мазками белого цвета. Сначала художники рисовали низы — плоские доски, на которых сидели хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Дно, украшенное красочной резьбой и мотивами, также служило украшением интерьера.
Живопись Городца отличалась контрастностью ярких красок. Художники изображали черных коней с длинными шеями и стройными ногами, петухов с гордо поднятой головой и пушистым хвостом, рисовали сцены из купеческой жизни: семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательным элементом расписного городецкого изделия являются объемные букеты и гирлянды из роз, ромашек, купавок.
Ложки и шкатулки, сундуки и корзины, мебель и ставни были украшены красочным орнаментом. Кроме того, мастера изготавливали из щепы и расписывали детские игрушки: кукол, лошадок-качалок и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяек: прялки, веретена, утюги. Особой популярностью пользовалась катание на инвалидных колясках. Деревянные лошади прикрепляли к расписным нартам, кучеры садились на повозку. Мастера не использовали в своей работе клей и гвозди: они корректировали детали, которые иногда превышали тридцать, с максимальной точностью. «Чтобы сделать носилки, нужно знать демонов», — сказали Городцу.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи была Нижегородская губерния. Считается, что старообрядцы-иконописцы первыми начали украшать деревянные тарелки в середине 17 века. Продукция продавалась в селе Хохлома, отсюда и название народных промыслов.
Свою работу мастер начинал с отбивания баклуша: он готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них сделали деревянные ложки и черпаки, чашки и солонки. Посуда, еще не раскрашенная краской, называлась льняной. Белье готовили и сушили несколько раз, затем окрашивали в желтый, красный и черный цвета. Цветочные узоры, цветы, ягоды и кружевные веточки были популярными мотивами. Лесные птицы на тарелках Хохломы напомнили крестьянам жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Жар-птица пролетела мимо дома и коснулась чаши крылом, и чаша стала золотой».
После нанесения рисунка предметы два-три раза покрывали льняным маслом, натирали поверхность оловом или алюминиевой пудрой и сушили в печи. После затвердевания при нагревании они приобрели медовый оттенок и действительно сияли, как золото.
В начале 18 века на Макарьевскую ярмарку стали привозить посуду, что привлекало продавцов и покупателей со всей России. Хохломские изделия были известны на всю страну. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку стали приезжать гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Российские торговцы продавали продукцию в Индию и Турцию.
Способ выполнения
Техника художественной росписи отличается тем, что выполняется прямо на деревянной основе. База загрунтована в разные цвета: ярко-синий, сочно-зеленый, темно-красный.
Предмет нарисован кистью без предварительного эскиза. Художник меняет нажим кисти: то широким мазком, то кончиком, извлекая очередной шедевр.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Живопись Мезени появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень в Архангельской губернии. Древнейшее изделие с мезенскими мотивами — расписная прялка — датируется 1815 годом. Местные жители украшали ящики, туэсы (круглые ящики из бересты) и тарелки: ковши, миски, бочки, тарелки. К началу ХХ века село Палащель стало центром мезенской росписи по дереву.
Готовые блюда мезенские мастера расписывали охрой на чистом, незагрунтованном дереве с помощью специальной деревянной палочки — тисков. Пером тетерева или тетерева рисовали черным мазком, затем кистью наносили красный и черный узоры. Мастер разделил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Он обозначил их границы прямой линией, расположил модели в строгом порядке. Основными элементами картины были животные и птицы: лошадь, олень и утка. Узоры обрамлены геометрическим орнаментом в виде прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
По традиции росписью Мезени занимались только мужчины, мастерство мастера передавалось по наследству. Сначала начинающего художника познакомили с символами и их сочетаниями в узоре, научили размечать изделие и рисовать контуры. Перед тем, как рисовать украшения, будущие мастера долгое время тренировались: писали палочки и линии.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
История палехской лаковой миниатюры начинается в 18 веке. В те годы иконописцы из небольшого села Палех Владимирской губернии были известны на всю Россию. С 1830-х годов до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель античной живописи, а через год художники получили Гран-при Всемирной выставки декоративного искусства в Париже.
Мастера Палеха создали шкатулки, булавки, портсигары, табакерки. В своей работе они использовали иконописные приемы: рисовали на черном фоне темперными красками из яичного желтка, воды и расплавленного золота (так называемая водоразбавленная золотая пыль). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былины и русская литература. Мастеров вдохновляли герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и жар-птица, Серебряное Копыто и Царь Салтан.
В 1932 году художники Палеха познакомились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес Октябрьской революции». По его просьбе Иван Голиков разработал миниатюры для подарочного издания «Слово о полку Игореве».
Виды росписи гжель
В XVIII веке самой узнаваемой была популярная гжельская гравюра. Развитие этого типа связано с тем, что многие мастера стали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуда была расписана орнаментом в зеленых, желтых, синих тонах. Также использовали пурпурно-коричневые краски на белом фоне. Основа образа — принты, которые в то время были очень модными. Например, в центре изображения может быть птица, люди, животные, дом. К сожалению, это ремесло уже не развивается, популярную гжельскую полиграфию можно считать утерянной.
Другие виды гжели:
- Пальто. Старинный и очень красивый вид живописи. Мастера наносили цветные краски прямо поверх эмали. Делать это было сложно, работа была кропотливой. Причем готовить продукт приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена на такую посуду будет очень высокой, но глазурь «Гжель» выглядит как посуда из царского сервиза.
- Безмолвный кобальт. Он не очень хорошо знаком с традиционным восприятием гжели, но, тем не менее, является ее самостоятельной формой. Некоторые сравнивают непрозрачный кобальт с зеркальным отражением знакомой гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, затем наносит эмаль. После обжига на изделие наносится рисунок бело-золотой краской.
- Костяной и белый фарфор. Еще один замечательный стиль гжельского искусства — чисто-белая посуда с золотым узором. Золото как бы усиливает белизну, подчеркивая его хрупкость и благородство.
- Традиционная живопись. Сине-белая гжель — общепризнанный и известный вид народного промысла. У него второе название: «Синь России». Мастер создает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта в технике кисти. Уже окрашенное изделие необходимо окунуть в белую глазурь и запечь в духовке. После обжига глазурь меняется с белой на прозрачную, продукт приобретает блестящий блеск и стойкость, а дизайн проявляется максимально ярко.
Те, кого Гжель только начинает увлекать, пытаются найти в Интернете интересные факты о живописи. И чаще можно встретить рассказ, который, скорее, является рассказом. Когда в разгар своего расцвета живопись Гжели становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не открывая посторонним особенности техники. Хозяин завода даже нанял глупого мастера, который не мог раскрыть ноу-хау. Но когда заинтересованные лица напоили гончара, без слов ему удалось раскрыть все секреты производства.
Тематика рисунка
Расписная посуда Гжели отражает события, происходящие в городской и сельской жизни, а также природные явления. Дизайны делятся на три основные группы:
- Овощи. Здесь вся зелень имеет стилизованный вид с основными чертами. Вы можете увидеть ягоды, травинки, черенки, цветы и листья.
- Орнаментальные мотивы. Оригинальные и стилизованные рисунки, демонстрирующие ассоциации и самовыражение художника. Его выполняют декоративными сетками — «усиками», «травинками», «капельками», «гребешками» и «жемчугом».
- Тема расписана. Это катание на санях, ярмарки и времена года.
Гжель — это целое стилистическое направление, а не только модели. Его используют при изготовлении керамики, в дизайне одежды и в дизайне интерьеров.
Таким чудесным образом шедевры Гжели «как сказочные птицы» всплывают и разлетаются по миру. Поэтому синяя птица Гжель — это бренд современной живописи.
Основные черты картины:
- застеклить поверхность;
- холодный белый фон;
- орнамент в оттенках синего и синего;
- сложный узор или дизайн в народном стиле;
- только ручная работа.
Каждое изделие — произведение искусства благодаря ручной росписи. Все дизайны уникальны.
Факт № 5. Животные Владимирской области в стиле гжель
Лоси, кабаны, воробьи, олени и даже мифические львы и грифоны! Пожалуй, самые забавные образцы росписи Гжели находятся в этой комнате. Специально для Владимирского кафе-музея мастера Гжели разработали рисунки животных. На них изображены животные и птицы средней полосы России, а также мифические персонажи, повторяющие белокаменную резьбу Дмитриевского собора.
Что такое хохлома и ее отличительные признаки
Хохлома — одно из популярных промыслов в России. Фон предметов всегда черный, но, несмотря на это, все предметы, окрашенные в хохломском стиле, выглядят очень ярко. Обязательный элемент росписи — наличие золота. Другие традиционные черты хохломы включают изображения ягод, веток и листьев, а также птиц, животных и даже рыб.
В России дерево играло очень важную роль. Из него строили добротные избы, мебель, посуду. Среди обычных блюд, приготовленных мастерами, были особые предметы сервировки, которые подавали на королевских вечеринках и приемах. Они были расписаны специальным природным ртутьсодержащим материалом — киноварью. Сверху пластины были покрыты золотом. Медово-золотой оттенок был получен путем многократных обработок в духовке при высоких температурах. Этот цвет придавал деревянной технике солидности.
Изначально производство было налажено в монастырях России. Например, среди большинства мастеров Троице-Сергиевой лавры работали крестьяне из некоторых заволжских деревень. Считается, что Хохлома возникла благодаря старообрядцам, выходцам из других стран, которые занимались посудой.
Загадки узоров русских росписей
Тарелки Гжели всегда были бело-голубыми, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему раскрашенные коробки загораются? Мы понимаем секреты народного художественного мастерства.
Гжельская роспись – что это такое, история возникновения, особенности и техника росписи
Россияне славятся своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и ремесел особое место занимает живопись Гжели. Узоры на керамике в этом неповторимом стиле снискали мировую известность. В чем секреты этого волшебного искусства?
Факт № 1. Гжель зародилась в Подмосковье
«Земля песчаная, хлеб посредственный, кошение худшее, лес — дровяной, крестьяне оброка занимаются торговлей, готовят разные блюда и услуги…» — так в конце Аудиторы 18 века описали район Подмосковья, где зародилась Гжель.
Местные жители нашли под ногами золотую жилу. Богатые месторождения глины способствовали развитию гончарного дела. «Аптекарские и алхимические сосуды» изготавливались из гжельской глины; местные мастера изготавливали посуду, стройматериалы и даже примитивные детские игрушки. Ремесленники также получали заказы на изготовление посуды для дворцового обихода. И сегодня керамику продолжают производить на заводах, расположенных в Подмосковье, где до сих пор добывают особую глину, которая в руках мастеров превращается в голубоглазый звонкий фарфор.
Способ изготовления изделий
Гжельская рыбалка требует от мастера лётной фантазии и смекалки. Для изготовления посуды обычно берут фарфор или фаянс. Первые более хрупкие и тонкие.
Процесс создания шедевра состоит из нескольких этапов:
- Формирование произведения.
- Подготовка к розыгрышу и первой стрельбе.
- Контроль и проверка брака.
- Рисование.
- Рестарт.
Белый цвет создан по эскизам художника. Он изготовлен на гончарном круге с помощью специальных плоскогубцев. После того, как глиняный «слиток» сформирован, нельзя заливать жидкую фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Поскольку глина хорошо впитывает влагу, процесс не занимает много времени. |
Все детали изделия созданы в разной форме, поэтому от мастера требуется быть внимательным и внимательным.
Далее следует подготовка к нанесению модели. Изделие отполировано, поэтому орнамент получился плоским. Затем промываются стыки разных деталей, неровности сглаживаются поролоновым валиком. Следующий шаг — приготовление в духовке. Процесс занимает восемь часов.
Контроль качества и проверка дефектов обязательны. Раствор Фуксина применяется для выявления дефектов. Он накапливается в неровностях продукта и приобретает интенсивный красный цвет. Это также помогает обнаружить швы низкого качества.
Для устранения недостатков используйте валик или нанесите шлифовку. Если дефект не удается исправить, продукт выбрасывают и переплавляют.
Затем начинается один из важнейших этапов: покраска. У каждого мастера своя уникальная техника рисования. Несущие части обработаны парафином. Для этого статуэтку погружают в теплый раствор. Затем продукт снова окунают в глазурь и отправляют на повторную варку. На это уходит около восемнадцати часов.
Вернуться к оглавлению
Как попасть в музей-кафе «Гжель»
Кафе-музей «Гжель» находится во Владимире, на первом этаже комплекса «Милосердие и Порядок» на Добросельской, 2г.
Юлия Денисова
Фото любезно предоставлено общественной организацией «Милосердие и порядок»
Характерные черты росписи
Бытует мнение, что искусство России не светлое и лаконичное. Вы тоже так думаете? Значит, вы ничего не знаете о Гжели. В наше время это не просто оригинальные орнаменты и рисунки, а полноценное стилистическое направление. Его используют как для изготовления керамических изделий, так и для украшения интерьера или одежды.
Отличительные особенности рыбалки:
- Поверхность застеклена.
- Снежно-белый фон.
- Орнамент выполнен исключительно в голубых или голубых оттенках.
- Сложный цветочный узор в русском народном стиле.
- Только ручная работа.
Роспись, оформленная в кобальтово-голубых тонах на белоснежном фоне, — вот что отличает Гжель от других народных промыслов. А мастерство изготовления возводит изделия в разряд керамических шедевров.
Считается, что найти такой же орнамент или мотив невозможно, ведь каждый мастер добавляет изделию нотку индивидуальности.
Основные цвета
Мастерство — отличительная черта рыбной ловли. В каждый рисунок художник вкладывает частичку своей души. В росписи используется несколько основных оттенков:
- Белоснежка (для костяного фарфора).
- Цветная майолика.
- Безмолвный кобальт.
- Ярко-синий, от светло-голубого до темно-синего.
Особого внимания заслуживает процесс появления насыщенного оттенка гжели. В эксплуатации он однотонный, синий и кобальтовый проявляются только после варки при высоких температурах. |
Классический цвет Гжели — кобальтовый оттенок на белом фоне. Готовое изделие окунают в белоснежную глазурь, затем помещают в духовку (температура 1400 градусов). В результате покрытие становится прозрачным, а орнамент приобретает насыщенный цвет. Само изделие приобретает твердость и яркий блеск.
Покрытие может представлять собой золотые или платиновые декоративные элементы. Затем выстрел повторяется. В росписи Гжели существует несколько цветовых групп:
- Цвет поверх полироли. Дополнен мотивом из золота или платины. Их используют для украшения праздничных блюд, сувениров. Процесс изготовления кропотливый и требует высокого мастерства художника.
- Непрозрачный фон кобальт. Необычайное сочетание изысканности и торжественности. Фон — темно-синяя глазурь. Для раскраски берут белоснежную краску, которая придает орнаменту зеркальное отображение. В результате растения и животные меняют цвет с синего на белый, узор напоминает снежные узоры, которые мороз наносит на окна.
- Белый фарфор. Изделия белоснежного оттенка без дополнительных украшений. Некоторые изделия имеют тонкую полоску из золота или платины. Допускается нанесение на поверхность мелких орнаментов и надписей цветной краской.
Вернуться к оглавлению
Элементы и узоры гжельской росписи
Тема рисунка — видение художником окружающего мира и результат многовекового творчества, впитавшего народные традиции. При декорировании изделий художники часто используют элементы иконописи, сюжеты из жизни и природных явлений.
Современная тематика гжельских моделей делится на четыре категории:
- Рисунок сюжета, включая пейзажи и времена года.
- Орнамент. Антенны, пешки, гребни, классика для рыбалки.
- Овощная модель.
- Животные. Чаще всего художники изображают птиц.
Цвета гжельской росписи
Существуют разные мнения о том, почему именно сине-белые мотивы стали наиболее удачными для гжельских гончаров. Голубоватые локоны на молочно-белом фарфоре узнает даже ребенок. Но, как уже было сказано, существует несколько видов росписи, в которых цветовая палитра не была так ограничена.
Обе версии правдоподобны, и их смешение может оказаться правдой. Синий цвет наиболее удачно сочетался с эмалью. Другие цвета не всегда давали удачное сочетание, от многих продуктов приходилось отказываться. Синий сработал отлично. Верно и то, что сине-белая живопись была глобальной тенденцией в то время — яркими примерами являются знаменитая голландская плитка и китайский фарфор.
И технические уловки, и культурные заимствования способствовали созданию глобального арт-бренда. Цветовая гамма Гжели постоянно обыгрывается современными дизайнерами в своих работах. Украшают интерьер тканями в стиле Гжель, используют настенные украшения в гжельском стиле. И, что удивительно, бело-голубая русская эстетика умудряется уживаться в кантри, скандинавском стиле и даже в провансе.
Смешивая два цвета, можно получить много оттенков. Мастер использует контрастные переходы и растягивает штриховку и даже сильное затемнение синего.
Элементы и узоры гжельской росписи
Начинающие художники считают, что в Гжели главное научиться изящно сочетать два цвета. Но, возможно, освоить движение кисти будет сложнее. Научиться при необходимости мазать шире и плотнее, правильно рассчитывать толщину краски на каждой части волос, направление мазка — вот в чем вся хитрость. А еще мастерам предстоит научиться работать с черно-белой морилкой — правильный переход от светлого к темному делает Гжель лаконичной и тонкой поделкой, с запоминающимся рисунком.
Основные техники и элементы росписи Гжели:
- Ситчик. Берется кисть с длинной тонкой щетиной, в работу задействован только кончик. Мелкие детали выполнены калибром — завитки, волны, которые являются основными узорами гжельской росписи.
- Китайский мазок. Вы можете набрать на кисть сразу два цвета (или один, но сжимая по стопке). Элементы прорисовываются кистью неразрывно, потому что насыщенность цвета по поверхности плавно исчезает.
- Пятно тени. Краска наносится на кисть, изначально синий и белый берутся в необходимых и рассчитанных пропорциях, количество краски на ворсе регулируется. Во время движения кисти синяя область всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая область действует как ореол, рассеивая свет.
Искусство знаменитой живописи до сих пор остается предметом изучения. В Гжели есть специальные курсы для детей, Гжель для начинающих и так далее. Просто вроде поделка, в которой используются только два цвета, будет простой. И хотя некоторые начинающие художники считают, что раз уж крестьяне освоили эту картину, у них обязательно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимания, но и большого художественного мастерства. Поэтому заниматься Гжель сегодня интересно: радует сам момент священного соприкосновения с истоками, а также возможность отвлечься от суеты и однообразия повседневной жизни.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
Роспись по металлу зародилась в подмосковном селе Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лаковую мастерскую». Внутри были изготовлены и расписаны табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил дело отца, но заменил папье-маше изделиями из металла. В 1830-х годах в селе были построены новые фабрики декоративной росписи, где художники украшали подносы букетами цветов. Модные вещи быстро завоевали популярность.
Основным мотивом жостовской росписи был букет цветов на черном фоне. Традиционно мастера делали четыре вида дизайнов: «Букет в сборе», «Букет в рулоне», «Гирлянда» и «Ветка из угла». В центре изделия художники обычно помещали крупные яркие растения. Тень и мелкие цветы по краям изображения создавали иллюзию объема. Чтобы дизайн сиял изнутри, мастера добавляли в краски металлическую пудру, сусальное золото или перламутровые вставки.
«Они живут здесь с подносами, думают о них и говорят только о них», — говорили они о Жостово. В селе все напоминает народные промыслы — даже вместо адресных бирок используют расписные подносы с номерами домов. Мастера также указали направление для села.
Материалы для росписи и этапы подготовки к росписи
Деревянные основы под роспись называются «льняными». Для изготовления деревянных предметов нужна не только краска разных оттенков, но и специальная очищенная глина (вапа), которая служит грунтовкой. Также понадобится олифа (льняное масло), правильное нанесение которой зависит от прочности рисунка.
Следующий этап — лужение алюминиевой пудрой. Его интенсивно втирают в изделие, после чего предметы приобретают блеск и готовы к дальнейшей покраске. Краски, которые мастера используют в своей работе, — это только масляные краски, а кисти для нанесения рисунка в основном беличьи.
Факт № 6. Почему розу зовут «агашкой»
Любимая модель мастеров Гжели — роза. В ремесленной среде ее принято называть «агашкой». И вот в чем дело… Раньше рисовали в основном простые фабричные рабочие, крестьянки с художественным вкусом. Чаще всего в росписи использовали растительный орнамент и природные элементы — листья, замысловатые узоры, экстравагантные цветы. Многих рабочих в то время звали по имени Агафья — это было очень модно и широко распространено — отсюда и название «агашка». Эта тема часто используется в оформлении кафе-музея.
Что нужно для создания узоров на бумаге?
При работе с детьми в подавляющем большинстве случаев для создания краски «Гжель» не используются традиционные инструменты из соображений безопасности (оксид кобальта, мастихины, реактивы и т.д.). Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.
Для комфортного рабочего процесса ребенок должен быть оснащен:
- толстые листы белой бумаги или картона. Тонкие страницы деформируются под воздействием воды и краски, что сильно ухудшит внешний вид всей работы;
- синие и белые краски. Не рекомендуется дарить ребенку больше цветов, чтобы лучше сформировать его представление о росписи Гжели. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;
- кисточки (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кисточек, которые отличаются друг от друга толщиной);
- палитра (юному художнику нужно будет смешать цвета, чтобы получить желаемый оттенок синего);
- емкость с водой;
- кусок ткани из натуральных материалов (при необходимости могут не только очистить руки, но и подкорректировать вновь нанесенное изображение на столешницу);
- трафареты (особенно актуально, если рисованию учат маленького ребенка, не обладающего художественными навыками).
Мотивы и элементы
Гжель (детскую роспись будет легче освоить, если у них уже есть базовые навыки изобразительного искусства), с ярко выраженными узорами и характерными элементами орнамента, сегодня используется для украшения декора жилых или коммерческих помещений, игрушек и даже предметов одежды.
Наиболее характерными чертами этого вида краски являются:
- все элементы орнамента, независимо от общей сложности рисунка, прорисовываются вручную (изредка с использованием лекал);
- строгое исполнение покраски на однотонных синих или белых обоях;
- орнамент рисуется исключительно в синем или белом цвете (в редких случаях допустимо использование золотого или платинового оттенка);
- наличие четких и резких цветовых переходов в дизайне гжельского орнамента;
- если в контексте орнамента подразумевается использование разных оттенков синего, их последовательность должна быть максимально последовательной, несмотря на резкость переходов;
- все элементы гжельской росписи, нанесенные на предмет, должны быть целостной композицией, выдержанной в теме (например, если чашка расписана цветами гжели, то каждый элемент ее декора должен визуально напоминать бутоны растений или их стебли).
Классические гжельские элементы:
- растения (деревья, травы, цветы);
- животные;
- птицы;
- орнамент (гжельские мотивы имеют линии);
- многокомпонентные изображения с текстурой.
Техника росписи
Гжель (детская картина должна создаваться по общепринятому алгоритму) на этапах ее создания подразумевает последовательное нанесение мазков кисти на рабочую поверхность так, чтобы интенсивность цвета постепенно менялась от более светлого к более темному (или наоборот.). Движения кистью следует производить от центра использованного листа бумаги к его краям.
Объясняя юным художникам технику создания узоров Гжель, рекомендуется обращать внимание на:
- насыщенность и ширина линий, нарисованных кистью;
- положение стопки кистей на рабочей поверхности;
- количество краски на кисти.
Техника росписи гжели традиционно выглядит так:
- В палитре смешайте густые капли синего и белого цветов, затем, как бы извлекая краску кистью, растушуйте полутона орнамента.
- Создайте контур, используя классические штрихи, включая рисование линий, перемещая кисть в направлении, перпендикулярном положению мягкой части рабочего инструмента.
- Детализируйте изображение «волнистыми» мазками, предполагая попеременное сильное и слабое давление на кисть с последующим ее поворотом на 180 градусов по краю рабочей поверхности.
- При необходимости заполните пробелы светлыми пятнами, которые следует нарисовать легким прикосновением кисти к поверхности используемого листа бумаги.
Приемы росписи гжели
Применяются сложные методы нанесения краски, ведь Гжель — это ручная роспись кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что использовалась раньше. Древние мастера писали рассказы «с глаз долой». В процессе рисования они рисовали, обогащая его новыми составляющими. Теперь вся текстура обрабатывается заранее и затем наносится без существенных изменений. Основные приемы делятся на:
- направления нанесенных линий;
- положение кисти при рисовании;
- длина стопки используемого инструмента.
Базовая техника рисования состоит из нескольких техник:
- Ситчик. Кончиком длинных волос кисти прорисовываются мелкие детали.
- Китайский мазок. На широкую кисть берутся два оттенка и рисунок раскрашивается непрерывно, пока не уменьшится насыщенность.
- Пятно тени. В этом случае синий цвет на кисти имеет более плотный оттенок, а белый образует узкую полосу. Картина Гжель в этом случае получает «тень».
Как сделать трафарет для росписи под гжель?
Сделать узор гжель можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества прекрасно смотрятся на самых разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета вам понадобятся:
- лист формата А4;
- роспись гуашью;
- кисти №1,2,3,6,8;
- шпатель, палитра;
- воды.
Например, рассмотрим роспись гжельской тарелки, изображение птицы:
- Смешайте краску на палитре мастихином.
- Щетка для окунания No. 8 разбавленной темперой, чтобы с одной стороны было больше цвета.
- Опираясь мизинцем на простыню, сделайте серповидный мазок. Он представляет собой бюст.
- Каплевидной техникой и короткими штрихами прорисовываются бедра и начало крыльев.
- Волнистыми движениями сформируйте хвост.
- # 3 нарисуйте контур крыла темным оттенком.
- Кистью №1 нарисуйте мелкие детали.
- Эскиз переносится с бумаги на объект.
Факт № 3. Керамические полотна, аналогов которым нет в мире
Панно, которое гжельские художники сделали для Владимира, можно будет выставить в лучших музеях мира. События прошлых лет разворачиваются на двух эксклюзивных панно в залах кафе-музея «Гжель». На центральном панно изображен сюжет в стиле традиционной русской иконописи «Бояре встречают князя Андрея Боголюбского во Владимире». На втором панно изображен красивый пейзаж средней полосы России. Уникальные картины сложены из отдельных плиток, расписанных вручную. Ювелирная работа: все линии и штрихи совпадают. Так создаются единые керамические полотна, не имеющие аналогов в мире. Всего в оформлении кафе было использовано более 500 плиток ручной работы.